Как детей с ограниченными возможностями учат робототехнике

Автор: Айгуль Рахматуллина

«Плохо слышишь? Не беда! Покажем на пальцах. Плохо видишь? Объясним, так, как сможем».

Grey

В Тюмени робототехнике начали учить ребят с ограниченными возможностями. Руководители центра технического развития «Импульс» Григорий Паренко и Евгений Борисов рассказали об идее и о том, что дают детям занятия этой наукой.

- Почему решили проводить занятия для особых детей?

Евгений Борисов: – Если честно, то не было никакой идеи. Мы просто выполняли свою работу. К нам приводили детей, и мы не придавали значения, ограничены они в здоровье или нет. Брали всех, никому не отказывали. Садили в группу и занимались.

- То есть с самого начала не делили детей по способностям?

Евгений Борисов: – Нет, не было такого. Плохо слышишь? Не беда! Покажем на пальцах. Плохо видишь? Объясним, так, как сможем.

Григорий Паренко: – Был случай, когда после каждодневных занятий в течение месяца в нашем летнем технолагере к нам подошла мама одного из воспитанников и спросила: «Как же вы нашли подход к ребенку? Ведь у нас диагноз». А я ответил, что даже не заметил этого.

А все почему? Потому, что для нас все дети особенные, и к каждому мы ищем подход. Этот мальчик полностью социализировался, общался в своей маленькой группе, кому-то помогал, подсказывал.

center

- И когда же наступил тот момент, когда вы поняли, что у вас неплохо получается и пора бы расширять профессиональную сферу?

Григорий Паренко: – Год назад мы попали на чемпионат по профессиональному мастерству среди людей с ограниченными возможностями «Абилимпикс». В одной из компетенций «Сборка-разборка электронного оборудования» я выступал главным экспертом от Тюменской области. Рядом находилась площадка по легоконструированию. И тогда я увидел, что невозможное – возможно. Вернувшись, мы приняли решение – это направление в Тюмени надо продвигать.

Евгений Борисов: – Сначала пытались развивать своими силами. Исходя из материально-технического обеспечения, предоставляли некоторое количество льготных мест. Но так получилось, что число желающих превзошло наши возможности.

Ситуация изменилась, когда нашли поддержку в региональном центре «Семья». Появились дополнительное оборудование и новая площадка для занятий. И теперь мы спешим подготовить ребят к «Абилимпиксу», который пройдет уже этой осенью. Лучшие попадут сначала на региональный этап, а потом и на всероссийский.

center

- А где проходят занятия и как?

Григорий Паренко: – В центре «Семья». Какое-то оборудование есть у них, какое-то привозим с собой. Ребята собирают конструкции, программируют их. Пока по большей части идет ознакомление с робототехникой.

Евгений Борисов: – Да, там у нас занимаются семь детей. И восемь в нашем «Импульсе».

- Робототехника — прикладная наука. Кому она под силу, по вашим наблюдениям?

Евгений Борисов: – А тут все зависит от родителей, преподавателей и детских способностей. Попробовать в любом случае стоит. К нам ведь приводят детей с четырех лет.

center

- Чему же можно научить малыша в этом возрасте?

Григорий Паренко: – Самым элементарным вещам. Например, различать цвета блоков конструктора, соединять их последовательно и, наоборот, заменять.

Евгений Борисов: – Суть в чем: через игру привить детям интерес к техническим знаниям. Собирая крокодила, великана, самолет, мы объясняем простые механизмы в действии. Путь тернистый. И все же, есть дети, которые с четырех лет показывают положительные результаты. А чтобы ребенок прогрессировал, даем рекомендации родителям, над чем стоит поработать.

Были случаи, когда приводили детей трех с половиной лет. Но мамы и папы сидели с ними рядом. И ничего – получалось!

Григорий Паренко: – Вы поймите, робототехника развивает не только технические способности, но и гуманитарные. Ведь дети придумывают своим механизмам имена, истории. А еще они взаимодействуют друг с другом, поскольку работают чаще всего в парах. Дети понимают, что значит работать в команде.

- А чему еще они учатся? Что вы подметили?

center

Евгений Борисов: – Самые маленькие осваивают мелкую моторику. А она, как известно, отвечает за речь.

Григорий Паренко: – А я бы логику отметил и конструкторские навыки.

- А бывает, что детей приводят, скажем так, из под палки?

Григорий Паренко: – Очень часто. Но заканчивается всегда одинаково — дети остаются. Один из ярких примеров – когда внука четырех лет привела бабушка, родители уехали работать за границу. Ребенок был малообщительным. На контакт не шел. И что вы думаете? Через месяц мальчик по телефону маме и папе рассказывал о том, что он пойдет на робототехнику, что он собирал на прошлом занятии и что будет делать на этом.

Все закончилось тем, что родители позвонили мне, поблагодарили и сказали, что там, куда они уехали, уже нашли для сына студию по робототехнике.

- А кто лучше усваивает знания — мальчики или девочки? Ведь мышление и интересы у них отличаются.

Григорий Паренко: – Мальчиков легче заинтересовать автомобилями, танками, пулеметами. Всем, что можно собрать автоматически и самостоятельно. Они к этому стремятся, даже если не хватает технических знаний. И когда они ими овладевают, это вызывает троекратный восторг. У девочек все иначе. Им нравятся птички, травка, пони, балерины. Их больше интересует эстетическая сторона.

center

Евгений Борисов: – За шесть лет работы в этой сфере я заметил, что различия есть только в самом начале. А потом и мальчики, и девочки на равных общаются на техническом уровне. Я считаю, что все дело в подходе. Мы прислушиваемся к детям и к тому, что им интересно.

- Дети выбирают робототехнику по разным причинам: кто-то сам заинтересовался, кого-то родители привели. А вы? Почему вы решили работать в этом направлении?

Евгений Борисов: – Про робототехнику я узнал на втором курсе университета, когда победил в программе «Умник». И как итог – директор центра технического развития «Сфера» пригласила попробовать свои силы в педагогике. Мне понравилось. Поэтому и занимаюсь своим любимым делом.

Григорий Паренко: – А я в университетские годы был вожатым. Очень был увлечен этим делом. Получалось хорошо. И когда меня пригласил на работу Евгений, конечно, согласился.

- Что вами движет?

Евгений Борисов: – Желание развиваться и открывать способности детей. Да, они разные. В самом начале беседы мы говорили об этом. И все же, я повторюсь, подход можно найти ко всем. У каждого ребенка есть талант. А еще у нас есть несколько уникальных для нашей области проектов. Но пока мы их не реализуем, рассказывать не станем.

- Боитесь конкуренции?

Григорий Паренко: – Не боимся. Но все же о ней не стоит забывать. Робототехника — направление популярное и очень востребованное.

робототехника, дети, учеба, инвалиды, интервью

Просмотры: 293

Комментарии