Dipol FM | 105,6 fm

Как детей с ограниченными возможностями учат робототехнике

«Плохо слышишь? Не беда! Покажем на пальцах. Плохо видишь? Объясним, так, как сможем».

_В Тюмени робототехнике начали учить ребят с ограниченными возможностями. Руководители центра технического развития «Импульс» Григорий Паренко и Евгений Борисов рассказали об идее и о том, что дают детям занятия этой наукой._

— Почему решили проводить занятия для особых детей?

Евгений Борисов: — Если честно, то не было никакой идеи. Мы просто выполняли свою работу. К нам приводили детей, и мы не придавали значения, ограничены они в здоровье или нет. Брали всех, никому не отказывали. Садили в группу и занимались.

— То есть с самого начала не делили детей по способностям?

Евгений Борисов: — Нет, не было такого. Плохо слышишь? Не беда! Покажем на пальцах. Плохо видишь? Объясним, так, как сможем.

Григорий Паренко: — Был случай, когда после каждодневных занятий в течение месяца в нашем летнем технолагере к нам подошла мама одного из воспитанников и спросила: «Как же вы нашли подход к ребенку? Ведь у нас диагноз». А я ответил, что даже не заметил этого.

А все почему? Потому, что для нас все дети особенные, и к каждому мы ищем подход. Этот мальчик полностью социализировался, общался в своей маленькой группе, кому-то помогал, подсказывал.

Как детей с ограниченными возможностями учат робототехнике

— И когда же наступил тот момент, когда вы поняли, что у вас неплохо получается и пора бы расширять профессиональную сферу?

Григорий Паренко: — Год назад мы попали на чемпионат по профессиональному мастерству среди людей с ограниченными возможностями «Абилимпикс». В одной из компетенций «Сборка-разборка электронного оборудования» я выступал главным экспертом от Тюменской области. Рядом находилась площадка по легоконструированию. И тогда я увидел, что невозможное — возможно. Вернувшись, мы приняли решение — это направление в Тюмени надо продвигать.

Евгений Борисов: — Сначала пытались развивать своими силами. Исходя из материально-технического обеспечения, предоставляли некоторое количество льготных мест. Но так получилось, что число желающих превзошло наши возможности.

Ситуация изменилась, когда нашли поддержку в региональном центре «Семья». Появились дополнительное оборудование и новая площадка для занятий. И теперь мы спешим подготовить ребят к «Абилимпиксу», который пройдет уже этой осенью. Лучшие попадут сначала на региональный этап, а потом и на всероссийский.

Как детей с ограниченными возможностями учат робототехнике

— А где проходят занятия и как?

Григорий Паренко: - В центре «Семья». Какое-то оборудование есть у них, какое-то привозим с собой. Ребята собирают конструкции, программируют их. Пока по большей части идет ознакомление с робототехникой.

Евгений Борисов: — Да, там у нас занимаются семь детей. И восемь в нашем «Импульсе».

— Робототехника — прикладная наука. Кому она под силу, по вашим наблюдениям?

Евгений Борисов: - А тут все зависит от родителей, преподавателей и детских способностей. Попробовать в любом случае стоит. К нам ведь приводят детей с четырех лет.

Как детей с ограниченными возможностями учат робототехнике

— Чему же можно научить малыша в этом возрасте?

Григорий Паренко: — Самым элементарным вещам. Например, различать цвета блоков конструктора, соединять их последовательно и, наоборот, заменять.

Евгений Борисов: — Суть в чем: через игру привить детям интерес к техническим знаниям. Собирая крокодила, великана, самолет, мы объясняем простые механизмы в действии. Путь тернистый. И все же, есть дети, которые с четырех лет показывают положительные результаты. А чтобы ребенок прогрессировал, даем рекомендации родителям, над чем стоит поработать.

Были случаи, когда приводили детей трех с половиной лет. Но мамы и папы сидели с ними рядом. И ничего — получалось!

Григорий Паренко: — Вы поймите, робототехника развивает не только технические способности, но и гуманитарные. Ведь дети придумывают своим механизмам имена, истории. А еще они взаимодействуют друг с другом, поскольку работают чаще всего в парах. Дети понимают, что значит работать в команде.

— А чему еще они учатся? Что вы подметили?

Как детей с ограниченными возможностями учат робототехнике

Евгений Борисов: — Самые маленькие осваивают мелкую моторику. А она, как известно, отвечает за речь.

Григорий Паренко: — А я бы логику отметил и конструкторские навыки.

— А бывает, что детей приводят, скажем так, из-под палки?

Григорий Паренко: — Очень часто. Но заканчивается всегда одинаково — дети остаются. Один из ярких примеров — когда внука четырех лет привела бабушка, родители уехали работать за границу. Ребенок был малообщительным. На контакт не шел. И что вы думаете? Через месяц мальчик по телефону маме и папе рассказывал о том, что он пойдет на робототехнику, что он собирал на прошлом занятии и что будет делать на этом.

Все закончилось тем, что родители позвонили мне, поблагодарили и сказали, что там, куда они уехали, уже нашли для сына студию по робототехнике.

— А кто лучше усваивает знания — мальчики или девочки? Ведь мышление и интересы у них отличаются.

Григорий Паренко: - Мальчиков легче заинтересовать автомобилями, танками, пулеметами. Всем, что можно собрать автоматически и самостоятельно. Они к этому стремятся, даже если не хватает технических знаний. И когда они ими овладевают, это вызывает троекратный восторг. У девочек все иначе. Им нравятся птички, травка, пони, балерины. Их больше интересует эстетическая сторона.

Как детей с ограниченными возможностями учат робототехнике

Евгений Борисов: — За шесть лет работы в этой сфере я заметил, что различия есть только в самом начале. А потом и мальчики, и девочки на равных общаются на техническом уровне. Я считаю, что все дело в подходе. Мы прислушиваемся к детям и к тому, что им интересно.

— Дети выбирают робототехнику по разным причинам: кто-то сам заинтересовался, кого-то родители привели. А вы? Почему вы решили работать в этом направлении?

Евгений Борисов: — Про робототехнику я узнал на втором курсе университета, когда победил в программе «Умник». И как итог — директор центра технического развития «Сфера» пригласила попробовать свои силы в педагогике. Мне понравилось. Поэтому и занимаюсь своим любимым делом.

Григорий Паренко: — А я в университетские годы был вожатым. Очень был увлечен этим делом. Получалось хорошо. И когда меня пригласил на работу Евгений, конечно, согласился.

— Что вами движет?

Евгений Борисов: — Желание развиваться и открывать способности детей. Да, они разные. В самом начале беседы мы говорили об этом. И все же, я повторюсь, подход можно найти ко всем. У каждого ребенка есть талант. А еще у нас есть несколько уникальных для нашей области проектов. Но пока мы их не реализуем, рассказывать не станем.

— Боитесь конкуренции?

Григорий Паренко: — Не боимся. Но все же о ней не стоит забывать. Робототехника — направление популярное и очень востребованное.

Неудобно на сайте? Читайте самое интересное в Telegram и самое полезное в Vk.
Последние новости
В реке Ишим уровень воды начинает снижаться
В реке Ишим уровень воды начинает снижаться
Волна движется дальше по течению.
#новости Тюмени
#Тюмень
#Тюменская область
#губернатор
#Александр Моор
#паводок
#Ишим
#Ишимский район
На лодочной переправе в Ишимском районе круглосуточно дежурят медики и спасатели
На лодочной переправе в Ишимском районе круглосуточно дежурят медики и спасатели
Все подтопленные населенные пункты обеспечены водой и продуктами питания.
#новости Тюмени
#Тюмень
#Тюменская область
#Ишим
#Ишимский район
#Казанский район
#паводок
#медицина
#здравоохранение
#население
#спасатели
В Тюменской области более двухсот сотрудников полиции круглосуточно следят за подтопленными населенными пунктами
В Тюменской области более двухсот сотрудников полиции круглосуточно следят за подтопленными населенными пунктами
Всего задействовано более 230 сотрудников полиции и 70 единиц техники.
#новости Тюмени
#Тюмень
#Тюменская область
#Ишим
#Ишимский район
#паводок
#полиция
#ДПС
#УМВД
#МВД
#Казанский район
#Викуловский район
28 апреля в Тюмени пройдет форум "Семья"
28 апреля в Тюмени пройдет форум "Семья"
Специалисты расскажут обо всех льготах и выплатах, а няни поиграют с детьми.
#новости Тюмени
#Тюмень
#Тюменская область
#дети
#родители
#форум
#семья
#образование
Операторы горячей линиии по вопросам паводка в Тюменской области приняли более трех тысяч звонков
Операторы горячей линиии по вопросам паводка в Тюменской области приняли более трех тысяч звонков
Днем на линии работают до 20 операторов, ночью - три человека.
#новости Тюмени
#Тюмень
#Тюменская область
#паводок
#горячая линия
#122
#оператор
#звонок
#оповещение