Репутация в Сети: как остаться у работодателей на хорошем счету

Автор: Айгуль Рахматуллина

Кадровик и адвокат советуют следить за постами.

Grey

Контроль подчиненных не только в рабочее время, но и в личное. Зачем, для чего, а главное, законно ли? Об этом рассказывают директор кадрового агентства Алевтина Рогалевич и адвокат Любовь Сафаргалиева.

- Один из нашумевших случаев произошел не так давно в Тюмени. Руководитель одного медицинского учреждения подписал приказ, в котором обозначено, что сотрудникам запрещается размещать в личных социальных сетях. Это был внутренний документ, т. е. он не должен был становиться достоянием общественности. А если бы эта ситуация произошла в крупной промышленной компании или огромной корпорации, работников бы уволили?

Алевтина Рогалевич:Во-первых, в крупной компании такая ситуация не произошла бы, потому что документы там проходят тщательный контроль. Юридическая служба подобный приказ просто не пропустила бы. А, во-вторых, в больших компаниях сильна корпоративная культура. Она направлена, как правило, на то, чтобы людям работалось комфортно, результативно. Эта культура экологична, если можно так выразиться. Я с трудом представляю человека, трудящегося в такой компании, куда он попал не просто так, а пройдя огромное количество собеседований, конкурс, дорожащего своей репутацией, желающего расти, который бы приходил домой и начинал писать какой-то «хайп» по отношению к работодателю. Это нелогично. Ведь это определенный уровень зрелости: личностной, профессиональной.

- Любовь, а что нарушает этот документ, о котором мы говорим?

Любовь Сафаргалиева: – У нас существует 29 статья Конституции РФ «Свобода мысли и слова». По-моему мнению, в приказе антиконституционные запреты. Если человек говорит в социальных сетях плохо о своем рабочем месте – это не хорошо. Но стоит все-таки задуматься: а что, если работник никак не мог привлечь внимание к своей проблеме? И именно поэтому он выложил приказ на всеобщее обозрение.

- Как же тогда защищать свои права?

Любовь Сафаргалиева: – Если вас что-то не устраивает, обращайтесь в инспекцию по труду или прокуратуру. Это правильнее. А если писать в соцсетях негативные отзывы о работодателе, то вы наверняка спровоцируете конфликт, тем более, что многие работодатели отслеживают страницы своих сотрудников. Решайте все в правовом поле. Я бы хотела добавить: какие фотографии выставлять и о чем писать в социальных сетях – это личное дело каждого, и не последнюю роль здесь играет мораль и этика.

- Обращаться лучше коллективно?

Любовь Сафаргалиева: – Обычно так и делают. Если большая проблема сложилась у человека на работе и никаким способом нельзя защитить свои права, то Трудовым кодексом предусмотрен такой способ защиты своих прав, как забастовка.

Алевтина Рогалевич: – Я опасаюсь, что мы приведем читателей к этой мысли, а мне бы этого не хотелось. Я как работодатель считаю, что это последний метод.

Любовь Сафаргалиева: – Согласна. Всегда нужно пытаться достигнуть договоренности внутри организации. Я, говоря о забастовке, имею в виду ситуацию, когда защитить свои права иным способом невозможно.

- Мы провели опрос среди тюменцев, спрашивали о контроле подчиненных не только в рабочее время, но и в личное. И большинству это, мягко говоря, не нравится.

Алевтина Рогалевич: – Знаете, скорее всего, речь идет не о контроле, а о неких прогнозах. Поймите, работа – это партнерство. А в нем заинтересованы обе стороны. Работодатель тоже не хочет, чтобы в его компании происходили ссоры, дрязги, выяснение отношение – что-то, что будет мешать нормальному рабочему процессу и влиять на репутацию в глаза общественности. Поэтому мой совет такой – выбирайте нормального работодателя. Вы точно также имеете права выбирать его, как он выбирает вас.

- А если что-то не устраивает, уходить?

Алевтина Рогалевич: – Да. Искать более подходящий вариант трудоустройства. Работодатель наводит справки о вас, чтобы понять, насколько экологично будет поведение в организации. Если вы пришли работать в компанию и приняли решение, что именно на этом месте вы будете расти как профессионал, а потом поливаете грязью работодателя, то это все равно что признаться «я – дурак». Ведь это ваш выбор!

- Алевтина, вы лично наводите справки о работниках?

Алевтина Рогалевич: – Да. Я приведу пример. Я искала дизайнера. Было все равно, в каком городе он будет находиться. Мои консультанты предложили три кандидатуры. Я, прежде чем провести собеседование, зашла на их странички в социальных сетях, чтобы составить мнение о них. И вот один из специалистов на «аватарке» предстал передо мной со спущенными трусами! Работать с ним мы не стали только потому, что у нас разные представления о культуре. Да, возможно, он классный парень и дизайнер, но на работу я взяла другого человека.

- Ну, а этот креативный парень точно также найдет себе другого работодателя, для которого его поведение будет приемлемым.

Алевтина Рогалевич: – Совершенно верно.

Любовь Сафаргалиева: – Да, действительно, работник и работодатель друг друга выбирают. Если у человека цель найти хорошую работу, то не стоит размещать фотографии со спущенным бельем на всеобщее обозрение. Вероятность того, что после этого вас возьмут на руководящую, высокооплачиваемую должность, равна нулю.

- Т. е. любую информацию о себе необходимо размещать с осторожностью?

Любовь Сафаргалиева: – Да. Ведь эта информация может быть использована против тебя.

Алевтина Рогалевич: – Знаете, если сотрудник работает, выполняет свои обязанности профессионально, в коллективе хорошие отношения, то работодатель не будет за ним следить. Ведь повода нет.

- Однако, люди очень категорично относятся к тому, что работодатель может заинтересоваться личной жизнью сотрудника. Как-то не логично это. Получается, что люди выставляют какую-то часть своей жизни на всеобщее обозрение, но руководителю вход запрещен?

Алевтина Рогалевич: – Большинство людей ведут себя как дети. Не ищите в их поведении логики. Это просто безответственное поведение.

- Что бы вы рекомендовали читателям? Как выстраивать свои отношения с работодателем. Чего не стоит делать?

Алевтина Рогалевич: – Я рекомендую тем, кто хочет продвигаться по карьерной лестнице, никогда и нигде ничего не писать о работодателе, более того, если на собеседовании вас спрашивают о предыдущем месте работе и вы им были страшно не довольны, все равно не отзывайтесь плохо.

Любовь Сафаргалиева: – Скандал с работодателем не поможет вам найти достойное место работы. Я считаю, что каждый должен заботиться о своей репутации. Каждому воспитанному человеку необходимо следить за той информацией, которую он распространяет, т. к. это, повторюсь, вопросы этики, морали, воспитания. Надо помнить, что вы можете испортить себе репутацию.

Алевтина Рогалевич: – А еще хуже – стать фигурантом судебного дела за клевету, например. На мой взгляд, самый лучший способ защитить свои права – это стать незаменимым сотрудником-профессионалом. Поверьте, вас будут носить на руках, сдувать пылинки и будут бояться того, что вас захотят переманить конкуренты.

Интернет, работа, работодатель

Просмотры: 206

Комментарии