Олег Урушев: Мы принесли в культуру Тюменской области 200 млн рублей из Москвы

Автор: Беседовал Данила Фатин

Продюсер фильма "Тобол" рассказал, как найти деньги на блокбастер мирового уровня.

Grey

Исторический блокбастер «Тобол» по одноименному роману Алексея Иванова выходит на экраны в феврале 2019 года. Генеральный продюсер картины Олег Урушев рассказал в интервью «Тюменскому времени», почему первыми фильм увидят жители Тюмени, смогут ли посмотреть картину китайцы и как нужно делать кино, чтобы государство выделило на него деньги.

- Когда состоится премьерный показ фильма?

– Фильм выходит во всероссийский прокат 21 февраля, с февраля начнется рекламная кампания, а 16 февраля будет мировая премьера в городе Тюмени. Большая, шикарная, с максимальным количеством актеров, которых мы привезем сюда. 17 февраля состоится мировая премьера в Тобольске, и только 19 февраля она пройдет в Москве.

Когда нам была предложена дата премьеры 21 февраля, накануне дня защитника Отечества, мы очень обрадовались. Потому что в нашем фильме мы создали два образа защитника отечества — это Иван Демарин и Петр Ремезов. Я думаю, наши молодые зрители, а особенно зрительницы, будут просто влюблены в них, я предрекаю Паше Табакову какой-то шквал писем. Я всем девчонкам просто рекомендую: посмотрите на Пашу Табакова, это новая звезда нашего кинематографа.

- А почему премьеры пройдут в разные дни? Обычно фильмы стартуют в один день, максимум, что может быть — это предпремьерный показ для журналистов.

– Мы специально сделали мировую премьеру в городе, который породил этот проект. Мы благодарны правительству Тюменской области за поддержку в этом проекте. Ну, а в Тобольске снималось 90% фильма, главными героями, массовкой этого фильма были тоболяки. Мы не могли не приехать и не сделать здесь премьеру. Поэтому премьера в Москве будет позже, чем в Тюмени.

- Тюменский режиссер Константин Одегов в своем интервью «Тюменской губернии», говоря о господдержке, очень эмоционально жаловался на то, что одним все, имея в виду фильм «Тобол», а другим — ничего, имея в виду свой фильм «Рисунки дождем». Что можно ответить на это?

– Я считаю, что система финансирования фильмов, которая сейчас сложилась в России, наиболее приблизилась к зарубежным образцам. Но, чтобы сохранить национальный кинематограф, в Германии и Франции ввели законодательные ограничения и создали систему грантов и фондов. Этого не сделала Италия и потеряла свой уникальный и гениальный кинематограф.

Давайте честно скажем, что мы сегодня не можем противостоять голливудскому кино. Тот же «Робин гуд», который похож на «Тобол», там финансирование в двадцать раз выше. И нам, конечно, очень трудно конкурировать с мировыми звездами и такими вложениями. И когда я смотрю наш фильм, я вижу, что будь у нас еще 100 миллионов на компьютерную графику, мы могли бы довести ее до какого-то более мирового уровня, и наш фильм бы выглядел гораздо презентабельнее и интереснее.

Нам и так говорят, что у нас большой бюджет, хотя, для исторического кино, это не очень большие деньги. Все историческое кино коммерчески не оправданно. Чтобы нам окупить фильм «Тобол», надо собрать в прокате два миллиарда, что для исторического кино нереально. Мы ставим задачу собрать хотя бы 500 — 600 миллионов, и будем счастливы такому прокату и выполним одну из задач, которую нам поставили по условию контракта — чтобы Тобольск стал узнаваемой столицей сибирского туризма.

Одна из задач картины — пропаганда Тобольска и Тюмени как туристических центров. Мы потому и делаем презентации в городах, расположенных вокруг Тюмени. Из Владивостока вряд ли кто-нибудь поедет в Тобольск. А вот из Екатеринбурга, Перми, Омска наверняка могут приехать туристы. Мы даже книгу планируем издать о съемках фильма.

С Одеговым мы знакомы давно, с 2002 года, он приезжал в Ханты-Мансийск со своим фильмом хоккейным, а мы искали режиссера для своей первой полнометражной картины. Я тогда Косте сказал: ты должен определиться, кто ты, сценарист, режиссер, актер? Меня тогда поразила сцена (в фильме — ред.), где Костя семь минут моется в душе. Если ты будешь снимать фильмы о себе и снимать себя, они не будут иметь успех. Меня поражают люди с дефектом дикции, которые пытаются стать актерами. Не надо этого делать.

Сегодня, прежде чем начинать фильм, надо предложить его телеканалам. Мы сначала предложили «Тобол» Первому каналу, подписали контракт, и Первый канал дал достаточно существенную часть финансирования — 20%. Нас поддержал финансово Фонд кино. Когда мы пришли в Тюменскую область, мы принесли сюда почти 200 миллионов рублей. Ребята, кто еще вложил в культуру Тюменской области 200 миллионов из Москвы? Мы не просто сказали: дайте нам денег, мы хотим снять кино. Мы сказали, что готовы сделать продукт, который сделает туристически привлекательной Тюменскую область. В ходе работы над фильмом мы получили блокбастер, книгу-двухтомник тиражом 50 тысяч экземпляров, полнометражный фильм и к концу года выйдет сериал.

Если прийти и сказать: я гениальный, хочу снять фильм о себе, о своем детстве, как мне было трудно, я ради этого продал квартиру — это прошлое. Костя Одегов остался в 90-х. У него в 90-е прошел документальный фильм на Первом канале, и он все еще этим живет. Но за 20 лет больше ничего не было, ничего не вышло. Я за это время как продюсер смог продать на федеральные каналы авторских прав на 10 миллионов долларов. Наш первый фильм, «Золото Югры», имел успех. Он три раза был на НТВ, два раза — на Первом канале.

Сейчас мы ведем переговоры с федеральными каналами о новом, чисто коммерческом, проекте, где мы хотим собрать деньги по Интернету, привлечь каких-то инвесторов. Мы хотим переснять «12 стульев» Ильфа и Петрова, где главную роль будет играть Дима Нагиев. Мой талисман, Дима Назаров, будет играть одну из главных ролей, роль Кисы. В этом проекте мы ставим задачу заработать. В фильме «Тобол» мы ставили задачу познакомить зрителей с историей Сибири, с Семеном Ремезовым, «сибирским Леонардо», как мы его зовем.

- В 2014 году вы приходили к нам с Алексеем Ивановым, автором сценария фильма «Тобол». Книги, как таковой, еще не было. Такое ощущение, что это было вчера. Но, когда представишь, сколько за это время всего было сделано — волосы дыбом становятся…

– Действительно, мы приходили с Алексеем Ивановым, который по нашему заказу написал киносценарий фильма «Тобол» из восьми серий. Он сдал сценарий в 2015 году, мы с этим сценарием пришли на Первый канал, там сказали, что это очень интересная история и замечательный план романа, и они ждут сценарий.

С этого начались наши разногласия с автором. Вышла книга на основе нашего сценария, это одна из лучших книг Алексея Иванова, она уже стала бестселлером, продано больше 50 тысяч экземпляров. Сейчас в преддверии показа фильма выходит двухтомник (романа Алексея Иванова — ред.) с кинообложкой. Компания АСТ специально к премьере фильма издала тиражом 10 тысяч экземпляров эту книгу.

У нас с Алексеем были творческие разногласия, но все наладилось. Автору трудно понять, что те вещи, которые он написал на 1200 страницах двухтомника, в «полный метр» не уложить. Чтобы было понятно, «полный метр» – это сто страниц. Так что нам пришлось сокращать роман в десять раз.

Автор хотел, чтобы в фильм вошли определенные сцены, режиссер хотел изменить сюжетную линию и вывести на передний план молодых героев. Эта творческая работа, слава богу, завершена, мы пришли к консенсусу, фильм выходит, на афише написано — по мотивам романа «Тобол» Алексея Иванова.

- Я больше, чем уверен, что такой пункт повлияет на количество продаж книги. Люди будут знать, что очень скоро выйдет фильм, ознакомятся с более полной версией этой истории и им будет легче воспринимать все то, что происходит на экране. И Алексей Иванов должен остаться доволен. Несмотря на то, что в фильм вошло не все, те люди, которые прочтут эту книгу, будут в курсе всей истории…

– Я думаю, он останется доволен количеством продаж [книги], сделанных благодаря фильму. Наш прокатчик, компания «Централ партнершип», которая прокатывала такие успешные картины, как «Легенда 17», «Движение вверх», «Экипаж», вкладывает в мощную рекламную компанию фильма миллион долларов.

- Вы сказали, что на премьере будут присутствовать звезды. Все или только исполнители отдельных ролей?

– Мы пытаемся привезти всю творческую группу, все актеры хотят приехать, но у всех есть контракты, свои графики. В эти дни у Паши Табакова запланированы съемки, мы ведем переговоры со съемочной группой, чтобы передвинуть его съемочные дни.

Дмитрий Назаров, Дятлов, Дюжев ведут переговоры в театрах, чтобы им не поставили на эти дни спектакли.

- А для премьеры в Тобольске вы приготовили что-то особенное? Помните, как Федор Бондарчук премьеру фильма «Притяжение» устроил в Чертаново, где и разворачиваются события фильма…

– Мы не планируем каких-то фантасмагорических вещей, мы планируем устроить премьеру в лучшем кинотеатре Тобольска. Чтобы люди смогли спокойно посмотреть в зале то, в чем они принимали участие. Мы сейчас очень беспокоимся за качество звука и картинки. Когда я смотрю фильм в эталонном зале «Мосфильма», мне все нравится. Но, к сожалению, кинотеатры России — это не эталонный зал «Мосфильма».

Конечно, наш фильм лучше смотреть в большом зале, лучше в IMAX. Тогда вы поймете всю силу и мощь, которые были вложены в это произведение. Кино — это, все-таки, картинка. И звук, над которым в «Тоболе» работали лучшие саунд-дизайнеры России.

- Есть предварительные договоренности с кинотеатрами? Я довольно часто хожу на отечественные картины в кинотеатры и иногда замечаю, что некоторым фильмам выделяется катастрофически мало сеансов, они ограничены во времени — идут неделю — полторы, а сеансы рано утром и поздно вечером. Я надеюсь, с «Тоболом» такого не будет?

– Мы тоже надеемся. Прокатчик ведет работу с кинотеатрами, учитывая, что здесь более заинтересованная аудитория, надеемся, что такого не произойдет.

- В одном из интервью вы сказали, что перед сценаристом ставилась задача: фильм должен быть интересен людям 15–25 лет. Справился сценарист с этой задачей?

– В кино основная аудитория 15 — 35 лет. Главным героем должен быть молодой человек, который заинтересует эту аудиторию. Одной из причин творческих разногласий с Алексеем Ивановым было то, что мы сделали главными героями фильма персонажей, которые в романе были второстепенными — это Иван Демарин и Маша Ремезова. Это любовная история. Вторая любовная история, которая также гениально прописана у Алексея Иванова — это Ренат, шведский пленный, и Бригитта, жена пленного шведского солдата. Эти две любовные истории и двигают фильм.

Мы в фильме создали три мира — это мир России, мир Западной Европы и мир азиатский. Паша Ремезов, Маша и сам Семен Ульянович — это русский мир с его ценностями, шведские герои это западный мир с его взглядами на любовь, на честь и достоинства, и Онгудай — это восточный взгляд на женщину, на мир, на честь, на достоинство. Это три разных взгляда, это так интересно переплетается.

Наш фильм идет 1 час 43 минуты, он смотрится на одном дыхании. Мы надеемся, что зритель даже до попкорна не дойдет. Сцена, которую мы создали, дуэль на пушках двух героев (во время осады крепости — ред.), сделана впервые в мировом кинематографе, вы будете ее смотреть, открыв рты.

- Современный зритель, особенно юный, такие картины принимает за чистую монету. Посмотрел «Легенду 17» или «Движение вверх» и в спорах начинает ссылаться на фильм, а не на какие-то исторические факты. Вы в этом видите какую-то проблему?

– Мы будем очень рады, если современные герои будут ссылаться на героев нашего фильма. Это и есть пример для подражания.

- Саундтрек этой картины может встать на одну полку с OST всем известных фильмов?

– Нам кажется, да, но это определять зрителю. Это действительно достойный, мирового уровня саундтрек. Мы надеемся, что на премьере 16 февраля попурри из этого саундтрека исполнит Тюменский симфонический оркестр, они сейчас приступают к репетициям.

- Существует вероятность, что фильм «Тобол» может уйти в прокат за пределы нашей страны?

– У нас есть контракты с 70 странами. Этим занимаются специальные дистрибьюторы. Но нужно понимать, что единственная страна, где прокат российского фильма может принести деньги — это Китай. С Китаем достаточно сложные отношения, поскольку у нас в фильме китайцы не так уж хорошо представлены, а они очень трепетно к этому относятся. У них все, что касается изображения китайцев – через ЦК (Компартии Китая — ред.). Поэтому мы не знаем, будет ли китайский прокат, хотя мы направили копию фильма для проката.

Премьера планируется в Берлине и Испании, испанцы нам сказали немножко сократить начало, они не понимают возгласы нашего героя «Виват! Виват!». Везде есть свои языковые проблемы, мы сейчас пытаемся сделать комплексную зарубежную версию для проката. Хотя это не очень коммерчески выгодно, но зарубежный прокат нам интересен. Мы хотим, конечно, ворваться на китайский рынок, но пока это на стадии переговоров.

Мы очень благодарны вашей телекомпании за информационную поддержку, за то, что вы всегда информировали наших потенциальных кинозрителей о том, как проходят съемки фильма. Всегда это было очень профессионально и интересно, поверьте мне, телевизионщику с 20-летним стажем.

роман тобол, Иванов, Первый канал, кино, урушев, премьера, прокат, централ партнершип

Просмотры: 361

Комментарии