Banner

Как подготовить ребенка к школе?

Автор: Ольга Солоницына, Дмитрий Наумчик, Павел Храмов

Рассказывает школьный педагог-психолог.

Grey

Каждый год родители будущих первоклассников задумываются, как правильно подготовить ребенка к школе. Стоит ли отдавать в первый класс шестилетку и можно ли подготовиться к учебе дома – об этом педагог-психолог тюменской школы №7 Ирина Степанова рассказала телеведущим Дмитрию Наумчику и Ольге Солоницыной в прямом эфире программы «Добрый день, Тюмень» на телеканале «Тюменское время».

– Ирина Викторовна, как вы считаете – отдать ребенка в школу лучше пораньше или попозже?

– У родителей, чьи дети еще не достигли 7 лет, часто возникает такой вопрос. Самое главное в данном случае – каков уровень школьной зрелости у ребенка. Чтобы это понять, необходимо понаблюдать за ним, выполнить вместе определенные задания, и тогда уже можно будет дать точный ответ.

– Многие родители отдают своих детей на курсы подготовки к школе. Вы бы посоветовали такую практику?

– К школе нужно готовиться, потому что это позволяет детям эффективнее адаптироваться к тем условиям, с которыми они сталкиваются в первом классе.

– Но ведь какая-то подготовка есть и в детских садах?

– Выбор в данном случае всегда за родителями – кто-то может и дома готовить ребенка к школе, если понимает, как это делать и на что надо обратить внимание. Можно довериться образовательным центрам, а где-то действительно есть хорошая подготовка в детском саду.

– Что важнее при подготовке ребенка к первому классу – «накачивать» его ум или больше работать над какими-то организационными моментами?

– Еще Теодор Рузвельт сказал, что если развивать ребенка интеллектуально, забывая про все остальное, то в конце концов мы можем воспитать угрозу для общества. Я за то, чтобы воспитывать гармонично. Очень важно не останавливаться только на знаниях, а работать и над волевой регуляцией – усидчивостью – и над мотивацией: ребенок должен самостоятельно активно стремиться к изучению нового, даже если он сталкивается с трудностями.

Школа не может предъявлять требования – например, чтобы дети, придя первый раз в школу, уже умели читать и писать. Но сейчас они рано начинают этим интересоваться, и нельзя упускать момент, когда ребенку становится интересным алфавит.

– На стадии школьного тестирования есть какой-то отбор детей по уровню их развития? Например, раньше бытовало мнение, что «ашки», например, умнее всех.

– Возможно, когда-то и было время такой дифференциации, но сейчас конкурсный отбор в первые классы запрещен законодательно – даже в лицеи и гимназии. Тем не менее, хорошо, когда ребенок, попадая в школу, проходит обследование. В этом случае педагог-психолог может выдать хорошие рекомендации учителям, а они, в свою очередь, – эффективнее выстроить рабочий процесс.

– То есть то тестирование, которое предлагают пройти в школе – это не отбор, это обследование для понимания того, насколько развит ребенок?

– Да, тем более, что в этом возрасте дети развиваются скачкообразно – достаточно нескольких месяцев, чтобы он мог доразвить в себе недостающие качества. Бояться такого обследования точно не нужно.

Как определить, готов ли ребенок к школе? В прямом эфире программы «Добрый день, Тюмень» Ирина Степанова провела обследования мальчика Саши, чьи родители в раздумьях – отдавать ли его в школу уже в предстоящем учебном году.

В частности, педагог-психолог предложила ребенку поиграть в школу – задавала различные вопросы и просила выполнить задания. Например, мальчику нужно было самостоятельно определить степень своего желания учиться, посчитать от 1 до 10 и обратно, обобщить четыре предложенных слова общим названием и выполнить задание на память.

По результатам короткого собеседования Степанова заключила, что у Саши недостаточный уровень волевой регуляции – мальчик вертелся на стуле, ему было трудно сконцентрировать внимание.

– Это говорит о том, что ему будет сложно собраться во время урока – он станет отвлекаться на разговоры, посторонние звуки. Это отвлечет его от учебного процесса, и он не сможет усвоить учебную программу в полной мере.

Кроме того, по законам высшей нервной деятельности, такие мыслительные операции, как классификация и обобщение, должны быть сформированы уже к 6 годам. В данном случае ребенок затрудняется выполнить обобщение. Его можно сбить с логики.

Его память вроде бы попадает в средние значения, однако мы не проверили его слуховую память, и можно предположить, что она будет ниже – это возрастные особенности детей младшего школьного возраста, зрительная память у них развита лучше.

– Если Саша все-таки пойдет в первый класс уже сейчас, какие будут негативные последствия?

– Если ребенок с первых дней в школе сталкивается с трудностями, то ему становится неинтересно, снижается его мотивация. Саша как раз показал, что мотивации у него недостаточно.

интервью, психолог, школа, дети, подготовка

Просмотры: 145

Комментарии