Как понять, что у маленького человека проблемы и что с этим делать?
_Школьные конфликты и проявления подростковой жестокости могут происходить по самым разным причинам. Как родителям понять, что у ребенка проблемы и что делать после этого? Об этом психолог социально-реабилитационного центра «Семья» Джамиля Достовалова рассказала телеведущим Айгуль Рахматуллиной и Константину Фирсову в прямом эфире программы «Добрый день, Тюмень» на телеканале «Тюменское время»._
— Детская жестокость или просто бездумная шалость? В чем различия и где тут ограничения?
— Жестокость — слишком напористое слово. Родители часто путают жестокость с агрессивностью.
— Это разные вещи?
— Совершенно разные. Есть расхожее мнение, что агрессия означает нападение, но второе значение этого слова — движение вперед. Ребенок, начисто лишенный агрессивности, просто не выживет — ему, как и взрослым, необходимо двигаться.
Жестокость же носит обдуманный характер — это всегда четко спланировано с целью сделать больно — психологически или физически.
А шалость — да, не подумали, потом осознали и раскаялись.
— Наверное, ключевое слово для шалости — безобидность?
— Да, безобидность.
— Скажите, агрессия ребенка ведь наверняка кроется в семье?
— Не всегда. Семья вовсе не показатель, потому что у конструктивных родителей вполне может быть крайне тревожный и эмпатийный ребенок, который очень переживает о том, что случилось, а высказать это не может. Из-за своей закрытости он не способен найти способ взаимодействия с окружающими, и агрессия — один из защитных механизмов. Он начинает агрессировать и грубить, скрывая свое реальное эмоциональное состояние.
— А агрессия ребенка может родиться на фоне безразличия родителей?
— Да, может, как способ защиты от этого безразличия, способ привлечения к себе внимания родителей, взрослого окружения.
— Более жестоки дети младшего возраста или подростки?
— У подростков больше способов проявления этой жестокости. Хотя ко мне однажды обращались клиенты по поводу конфликтов в детском саду между детьми. В детском саду, кстати, агрессия предполагает выброс внутреннего негатива ребенка. В подростковом же возрасте это скорее способ показать себя.
— Сейчас жестокость часто проявляется в кибербуллинге, когда одни травят других в соцсетях, онлайн-играх. Это проблема?
— Это временная проблема. Ее надо переждать.
— Как научить неопытного ребенка не реагировать на выпады в интернете остро?
— Нахождение ребенка в киберпространстве должно быть до определенного возраста регламентировано родителями. Ряд соцсетей озвучивает конкретный возраст — 13−14 лет. Во-вторых, если в семье нет доверительных отношений, то родители даже не поймут, что что-то происходит, пока ребенок сам не скажет. Или даже не сам — у меня в практике был случай: папа с мамой узнали, что их девочку травят только тогда, когда им об этом сказала мама подруги дочери.
— Существуют ли какие-то сигналы, которые заинтересованный родитель может считать как потенциальную проблему? Когда надо начинать беспокоиться?
— Есть несколько признаков. Например, снижение успеваемости, уменьшение количества друзей или их визитов в гости. Нарушения сна, аппетита. Правда, это все может быть как признаками проблем у ребенка, так и просто его взросления.
— Когда родители узнали о проблемах у сына или дочери — что делать дальше? Как поступить, чтобы не навредить?
— Кого-то достаточно просто выслушать, не оценивая. И ребенку станет легче. Кто-то обращается к специалистам — это необходимо, если нарушения, такие как сон, снижение успеваемости, усугубляются. Вот тогда надо у педагогов узнавать, что происходит в школе, обращаться к психологам, социальным работникам.
— В каких случаях дети начинают копировать поведение взрослых?
— Этот процесс заканчивается еще в старшем дошкольном возрасте. Если ребенок получает одобрение своего копирования — то он берет эту ролевую модель себе, так закрепляется паттерн поведения.
— Взрослые должны это пресекать?
— Не обязательно пресекать. Возможно, объяснять ребенку, что это не всегда работает так, как он хочет. У него-то желание привлечь к себе внимание — он пробует и примеряет к себе разные роли, чтобы определиться со своей. Но для человека нормально привлекать внимание к себе, поэтому родитель может намекнуть, показать ребенку другие модели поведения, чтобы он владел несколькими.