Авторы приглашают тюменцев сыграть во всенародно любимую игру.
_Спектакль-игру с загадочным названием «После чудес» в тюменском «Космосе» покажут московский режиссер Александр Кудряшов и драматург из Санкт-Петербурга Екатерина Августеняк. Молодые творцы решились на небывалый эксперимент: для 33 зрителей каждый раз действо будет складываться по-новому. Судьбу спектакля решит крутящийся барабан. Накануне премьеры режиссер и драматург ответили на вопросы корреспондента «Вслух.ру»._
Для обоих работа с тюменским зрителем — не в новинку. Так, в репертуар театра «Ангажемент» вошли два спектакля Александра, в том числе и совсем свежая «Русская народная почта». А Екатерина в качестве художника приложила руку к созданию известного VR-спектакля «В поисках автора», над которым трудилась вместе с Даниилом Чащиным.
— Игра «Поле чудес» известна каждому в нашей стране. Но почему она стала основой для спектакля?
Александр: Шоу идет с 1990 года — всю почти 30-летнюю историю нашей страны. Участники «Поля чудес» — обычные россияне. А это исторический срез и еще какой! Получается, мы можем проследить, как менялась наша страна. Однако это не какая-то оценка происходящего, а размышление: кто мы, откуда и куда идем.
Текст спектакля мы не придумывали, это документальный материал с эфиров. В спектакле только три актера — ведущий и две его ассистентки. Все остальное проигрывают зрители. Они помогают вести спектакль к жизни. И каждый раз участникам выпадают разные голоса.
— В этом и есть ритуал-шоу?
Екатерина: Смотрите: сначала передача была чем-то новым. Потом у нее меняется задача — не просто что-то выиграть, но передать привет, вручить подарок, нарядить ведущего. Такой набор ритуалов. И потом люди ехали туда, чтобы оказаться в телевизоре. Сейчас у нас есть Инстаграм, а тогда попасть на «Поле чудес» было возможностью «зафиксировать» свою жизнь. Мы берем эти голоса и эти истории. Переносим их из массовой культуры в произведение искусства.
Александр: В нулевых был один такой забавный момент: женщина долго рассказывает, что она художница, пишет картины, дарит Якубовичу икону. А потом говорит: «Ну, еще от ликеро-водочного завода — приз! Три бутылки водки». Когда смотришь передачу, это воспринимается нормально. Но отойдешь на расстояние, и видно весь юмор.
— Давайте поговорим о названии «После чудес». Всего одна буква, а какая разница!
Александр: Гениальное название получилось у Листьева. Такая ирония: «Поле чудес в стране дураков». И ведь это работало: здесь можно было что-то выиграть. На «Мерседесе», который люди выиграли в 90-е, они до сих пор ездят. Сейчас все по-другому, даже приветы изменились. Например, Лиза Монеточка побывала на «Поле чудес», исполнила детскую мечту, передала привет бабушке. В целом, если я сделаю так же, мои родные удивятся: «Ты не мог позвонить?». Чудеса мы любим чисто архетипически. И что будет там, где перестанут происходить чудеса? Может, мы начнем сами что-то делать.
Екатерина: Мне кажется, интерпретация названия может быть шире. Она про то, что мы живем после распада Советского Союза. Мы предприняли попытку объединить тех, кто смотрит и любит передачу, с молодым поколением, для которого «Поле чудес» — пережиток прошлого. И эта ритуальная форма с барабаном сможет дать нам посмотреть друг на друга.
— Хотелось бы уточнить механику спектакля. Что именно будут делать зрители?
Екатерина: У нас нет четкого разделения на сцену и зрительный зал. Зрителей будет 33 — по числу букв алфавита. О них максимально позаботятся. Обещаем, что не будем подвергать каким-то сложным заданиями, все будет максимально ненасильственно. И в любом случае есть возможность остаться на месте и просто смотреть.
Александр: Смотреть тоже интересно. Важно отметить, что ни один спектакль не будет похож на другой. Это подвижная структура. Есть определенный набор историй, а барабан решит, какие прозвучат сегодня. Выборка случайна, но не настолько, чтобы сделать все черным или белым.
— Мы будем смеяться или плакать?
Екатерина: Конечно, в спектакле есть развлекательная составляющая, но все несколько сложнее по эмоциональным переживанием. Есть элемент непредсказуемости, потому на неделе пройдут тестовые закрытые показы — проверить реакции зрителей. Это эксперимент, в нем есть риск. И мне приятно, что «Космос» откликнулся на это.
— Вы упомянули, что главные герои в спектакле все же будут. Кто они?
Александр: Это ведущий ритуал-шоу Шаман и две его ассистентки. В Шамана вселился дух ведущего «Поля чудес».
Екатерина: Роль Шамана исполнят два известных талантливых актера Кирилл Бутусов и Александр Сазонов. Они будут меняться, как и вся история.
— Расскажите о сценографии. Как будет оформлено пространство?
Екатерина: Сценографическое решение минималистично. Важные артефакты игры сохраняем, но яркая студия заменится несколько иным пространством. Конечно, там будет барабан. Остальное рассказывать еще рано.
— Премьера состоится 20 и 21 апреля. А что дальше?
Екатерина: Мы надеемся, что спектакль войдет в репертуар «Космоса» и поедет на какие-то фестивали. Эксперимент всегда претендует на фестивальную историю.
Александр: «После чудес» не привязано к какому-то месту и будет интересно смотреться в других городах.