Banner

Песни с выдержкой в девять лет

Автор: Евгения Зонтикова

Композитор Сергей Глухих о работе над фильмом «Бегство рогатых викингов».

Grey

Детский фильм «Бегство рогатых викингов», снятый в Тюмени по одноименной повести Владислава Крапивина, на днях получил еще одну награду – приз зрительских симпатий конкурса «Новый взгляд» Восьмого Забайкальского Международного кинофестиваля. Об этом сообщает режиссер фильма Илья Белостоцкий. И это, напомним, далеко не единственный приз, полученный кинолентой.

В Тюмени премьера прошла в апреле нынешнего года, спустя девять лет после окончания съемок. Но немногие знают, что песни кинофильму записала детская группа «Робинзон» из Ишима. Руководитель ансамбля и автор музыки – заслуженный работник культуры России Сергей Глухих. Мы расспросили у него о том, как создавались песни к фильму, как пересекались пути музыканта, писателя и режиссера, посвятивших свою жизнь детям, и каково это – так долго ждать премьеру своих произведений.

- Сергей Анатольевич, когда вы познакомились с творчеством Владислава Крапивина?

– Я начал читать Крапивина в третьем классе. Первая книжка была «Та сторона, где ветер» о слепом мальчике, который запускал воздушных змеев. Она произвела на меня сильное впечатление! Со временем литературные интересы менялись, я вернулся к Крапивину, когда мне было уже больше двадцати лет. Позже мы познакомились лично, плотно общались, когда он жил в Тюмени, и много переписывались.

- Как вы получили предложение писать музыку к фильму «Бегство рогатых викингов»?

– Режиссер Илья Белостоцкий проводил конкурс композиторов в Тюмени, рассматривал разные варианты. Идея фильма только зародилась, шел отбор актеров и первые чтения сценария. Мы с ребятами приехали, тут же сочинили песню, сыграли ее для Белостоцкого – и она его вдохновила. Так мы получили предложение написать музыку к фильму. Песня, кстати, была интересная. Жаль, что не вошла в картину.

– К тому времени вы уже были знакомы с Крапивиным и Белостоцким?

– Честно говоря, не помню, что было раньше – знакомство или работа над фильмом, потому что наши пути и с писателем, и с режиссером часто пересекались. С Ильей Дмитриевичем мы могли встречаться в «Артеке», в «Орленке», на форуме детского и юношеского экранного творчества «Бумеранг». А Владислав Петрович как-то приезжал к нам в Ишим, был членом жюри международной премии имени П.П. Ершова. Также я несколько раз бывал в его клубе «Каравелла» в Екатеринбурге.

– Каким было техническое задание для записи музыки? Сколько требовалось песен?

– На мой взгляд, кинорежиссер в то время и сам еще толком не знал, что ему нужно. Было несколько текстов Крапивина, на которые он предложил написать песни. Мы сочиняли разные варианты, зачастую слова меняли – Белостоцкий переписывал тексты заново, так как для фильма изначальный вариант не подходил. В итоге в фильме три или четыре песни. Написано было чуть больше. Много в фильм не вставишь – всё должно быть органично. Те, что вошли, – очень удачно вписаны в сюжет, мне понравилось! Илья Белостоцкий просил меня написать всю музыку к фильму, но я был то ли занят, то ли болел – не мог этим плотно заняться. Остальной саундтрек написала композитор Мария Эолани.

– Как велась работа над песнями?

– Я хорошо знал Крапивинские произведения, поэтому сочинять музыку на его стихи было легко, работа шла достаточно быстро. Песня ведь всегда рождается мгновенно – пять минут работы! Главное почувствовать идею, понять, что ты хочешь донести, и дождаться вдохновения. Записывали материал у нас на студии, в Ишиме. Вокалистов писали в присутствии Белостоцкого – он по ходу менял некоторые интонации, акценты, уточнял, с каким именно характером нужно спеть те или иные слова. У меня было свое представление, так как я не присутствовал на съемках, а он уже знал, какая получилась картинка, и подстраивал под нее исполнение. Интересная была работа! С Ильей Дмитриевичем мы тогда сдружились, он приезжал к нам еще несколько раз.

Ребята-музыканты встречались с Крапивиным?

– Да, мы дважды приходили к нему в гости. Он принимал нас с радостью, подарил детям книжки, оставил автографы. Они были впечатлены атмосферой в доме писателя – у него богатая коллекция диковинных вещей.

center

– Писатель слышал эти песни? Они ему понравились?

– За песни к фильму отвечал режиссер, их обсуждали без нашего участия, но могу точно сказать – они его устроили! Иначе нам предложили бы сделать что-нибудь другое. Я лично отправлял Владиславу Петровичу на почту только те композиции на его стихи, которые были уже не для фильма.

– Что это за песни? Ваше творческое сотрудничество продолжилось после работы над фильмом?

– Да, Крапивин подарил нам еще несколько текстов, на которые мы сочинили песни – «Тополёк» и «Севастопольские мальчики». Севастополь, кстати, наша общая с Крапивиным любовь.

Иван Охрименко – «Севастопольские мальчики», стихи В.П. Крапивина, музыка С.А. Глухих, ноябрь 2010 года

– Какие у вас впечатления от фильма? Довольны ли, что приняли участие в его создании?

– «Бегство рогатых викингов» я посмотрел четыре раза. Был на двух премьерах в Екатеринбурге и в Тюмени, один раз режиссер показывал мне фильм до премьеры, просил оценить, и еще раз – когда он привозил его посмотреть моим ребятишкам. Первое впечатление было настолько яркое! Я был очень доволен. Дети у меня любят смотреть фильмы, снятые Виктором Волковым по произведениям Владислава Крапивина – «Колыбельная для брата» и «Трое с площади Карронад». «Бегство рогатых викингов» мы, естественно, сравнивали с ними. У Белостоцкого получилось совсем другое кино! Нельзя сказать, что сильнее – фильм снимался полностью на бесплатной основе, и это на нем отразилось. Но зато в многочисленных рецензиях экранизацию Белостоцкого называют самым крапивинским фильмом. Очень приятно, что по духу он близок Крапивинским книжкам.

– Работа над фильмом началась в 2010 году, премьера состоялась только сейчас. Вы чувствуете какое-то разочарование по этому поводу?

– Песни, которые я написал, нельзя было исполнять до премьеры, всё это время они пролежали в столе. Это, конечно, обидно. Возможно, я писал бы музыку к другим фильмам, если бы мог включить их в свое портфолио. Но особенно тяжелым это ожидание, мне кажется, было для юных актеров. За это время они выросли. Если в 12 лет ты изумительно играешь, то в 20 это может быть тебе вообще не интересно. Они не почувствовали своего звездного часа, как могли бы лет семь назад. Жалко! Прошло слишком много времени.

– Сейчас, после премьеры фильма, песни уже можно публиковать. Планируете их обнародовать?

– Да, мы будем исполнять эти песни, они мне нравятся! Состав группы «Робинзон» с тех пор сменился, с нынешними музыкантами нужно разучивать материал заново. На премьере мы уже спели одну песню из фильма, примемся за другие.

Группа «Робинзон» – «Викинг» (из к/ф «Бегство рогатых викингов»), май 2019

– Может быть, объединить их с песнями на стихи Крапивина и выпустить альбом?

– Да, это хорошая идея! У нас есть в общей сложности пять-семь песен на его стихи. Я иногда просматриваю его тексты, вдохновляюсь. Остались кое-какие наброски, их можно доработать. Стихи у Крапивина очень хорошие, на них хочется писать музыку!

left Иван Охрименко, музыкант, бывший участник группы «Робинзон»:

– Сергей Анатольевич много читает, один из его любимых писателей – Владислав Крапивин, поэтому мы росли под влиянием его произведений. Работа над музыкой к фильму «Бегство рогатых викингов» помогла нам и нашему руководителю познакомиться и сблизиться с Крапивиным. В тот период мы в творческом дуэте с Сергеем Анатольевичем писали цикл песен на сложные темы, о жизни и смерти, о войне, о морали… В него вошли и две песни на стихи Владислава Петровича. Мы садились в студии и часа четыре работали над одной композицией. Мне было 15 лет, хотелось пойти погулять, но он говорил: «Работай сейчас, пока у тебя мозг молодой, и ты действительно можешь сделать что-то новое и уникальное. Потом еще спасибо скажешь!» Уникальность тех треков в том, что они записаны под одно фортепиано (Сергей Анатольевич – шикарный пианист) и с первого дубля. На небольшие вокальные недочеты не обращали внимание – важно было сохранить то настроение, которое царило при написании песни. Все их мы презентовали на конкурсе военно-патриотической песни «Димитриевская суббота», я завоевывал с ними лауреатства и гран-при. То время я сейчас вспоминаю как важный этап своего творческого пути.

Сергей Глухих:

– Когда мы записывали песни к фильму, Ваня уже был взрослым мальчишкой, голос у него был низковатым для героя. Финальную песню поет он, а вот главную, песню капитана, позже перепел другой мальчик. Под Ванин голос актер снимался на видео, совмещал с ним артикуляцию. Соответственно новому вокалисту пришлось спеть точь-в-точь, как Ваня, только более юным голосом.

музыка, песня, детское кино

Просмотры: 271

Комментарии