Dipol FM | 105,6 fm

Владимир Добровольский: «Я дирижер в третьем поколении!»

Второй дирижер Тюменского филармонического оркестра рассказал "Вслух.ру" о себе, о новой работе, поделился впечатлениями о Тюмени и раскрыл творческие планы.

Тюменская филармония закрыла юбилейный концертный сезон. Для Тюменского филармонического оркестра этот сезон был значим появлением нового музыканта — второго дирижера Владимира Добровольского. Своими впечатлениями о работе в новом творческом коллективе и о прошедшем сезоне он поделился в интервью «Вслух.ру».

Владимир Эдуардович, расскажите немного о себе, пожалуйста. Как началось ваше знакомство с музыкой?

— Я родился в музыкальной семье и являюсь дирижером в третьем поколении! Отец — заслуженный артист Российской Федерации, мама — дирижер, пианистка, преподаватель по фортепиано. Моя бабушка — тоже дирижер. С детства меня окружала музыка и музыкальное искусство, я любил петь и читать стихи.

В хоровое училище училище имени М. И. Глинки меня приняли в шесть лет, и я с удовольствием пел в хоре, выступал на концертах как пианист и пробовал свои силы в дирижировании.

После окончания Хорового училища я поступил в Санкт-Петербургскую государственную консерваторию им. Н.А. Римского-Корсакова на факультет дирижирования академическим хором. Учился в классе старейшего профессора консерватории, заслуженного деятеля искусств РФ Петра Россоловского. Затем поступил на факультет оперно-симфонического дирижирования в класс профессора Владимира Альтшулера.

Во время обучения в консерватории работал в камерном оперном театре «Санктъ-Петербургъ Опера», а также получил должность хормейстера Петерубргского камерного хора под руководством заслуженного деятеля искусств Николая Корнева.

По окончании аспирантуры меня пригласили на работу в КНР для работы над совместным проектом Санкт-петербургской консерватории и департамента по культуре провинции Хейлунцзян. В Харбине, столице этой провинции, решили открыть первую консерваторию.

За четыре года работы я создал там хор и симфонический оркестр из студентов консерватории, а также вел класс по хоровому дирижированию.

Кстати, в этом году один из моих студентов поступил в магистратуру Российской академии музыки им. Гнесиных на факультет дирижирования академическим хором. Сейчас в Харбинской консерватории мое дело продолжает моя супруга Виктория. Она также выпускница хорового и оперно-симфонического факультетов Санкт-петербургской консерватории им. Н.А. Римского-Корсакова.

Почему выбрали именно симфоническое дирижирование?

— Когда в 2008 году я заканчивал дирижерско-хоровой факультет Петербургской консерватории, на выпускном экзамене профессор Россоловский предложил мне продирижировать кантатой С. И. Танеева «По прочтении псалма» для хора и симфонического оркестра. После экзамена я получил рекомендацию для обучения на факультет оперно-симфонического дирижирования СПбГК. Конкурс был большой — 98 человек на место, а поступило всего четверо, в том числе и я.

Владимир Добровольский: «Я дирижер в третьем поколении!»

Когда Вы участвовали в конкурсе на должность второго дирижера Тюменского филармонического оркестра, были уверены в своей победе?

— Так как я был оторван от российской музыкальной жизни на целых четыре года, новость о конкурсе в Тюменской филармонии меня очень заинтересовала. Я предоставил все необходимые документы, дипломы и получил приглашение на конкурс. А когда прилетел в Санкт-Петербург, мне позвонил Евгений Иванович Шестаков и сообщил о моей победе в конкурсе.

Вы работаете в Тюменской филармонии с октября 2018 года. Какие Ваши первые впечатления?

— Перед поездкой в Тюмень я читал об оркестре, слушал записи, знакомился с отзывами (в основном, они положительные)…

Признаюсь: меня подкупила молодость коллектива. Музыканты горят своей работой, сами предлагают новые пути и формы.

В Китай меня до сих пор приглашают вернуться, но сейчас мне интереснее работать дома, в России. Потому что мои коллеги из Китая, несомненно, талантливые люди, но они больше настроены повторять, чем создавать новое.

Владимир Добровольский: «Я дирижер в третьем поколении!»

Любой оркестр как инструмент! К новому инструменту привыкаешь постепенно, изучаешь его особенности. Оркестр — это очень сложный организм, который состоит из людей, каждый из музыкантов — неповторим, у каждого — свой инструмент. Поэтому мое знакомство с тюменским филармоническим оркестром продолжается до сих пор. Мы изучаем друг друга, находим интересные точки пересечения.

Для меня, например, стал открытием концерт новой музыки Стива Райха «Псалмы». Это сочинение очень редко исполняется в России, но важно то, что музыканты сами захотели его исполнить. Мы репетировали целый месяц — и с артистами капеллы, и с артистами филармонического оркестра, и с художником Константином Росляковым, и театром «Мимикрия» — вечером, после своих основных репетиций. И наш труд принес свои результаты! Считаю, что премьера в Тюмени прошла очень успешно.

Желание оркестра работать и узнавать что-то новое, словом, заниматься творчеством — очень подкупает. Мне очень нравится здесь работать!

Расскажите немного о планах на будущее?

— В следующем году мы планируем очень интересные проекты. И уже заручились поддержкой художественного руководителя и руководителя Тюменским концертно-театральным объединением Надежды Казначеевой, ее заинтересовали наши предложения.

Основная идея проекта — совместное выступление симфонического оркестра и балета.

Мы хотим вместе с ансамблем ударных инструментов «Мокка» и со струнным оркестром филармонии исполнить замечательное произведение «Кармен-сюита» Ж. Бизе в аранжировке Р. Щедрина. Думаю, что многие наши слушатели оценят такое взаимодействие балетных артистов и симфонического оркестра. А вместе с хоровой капеллой Тюменской филармонии мы планируем исполнить знаменитое сочинение Карла Орфа «Песни Катулла» (Catulli Carmina).

Помните, как прошел Ваш дебют с оркестром? Какой это был концерт?

— Дебют состоялся в п. Богандинский. Мы исполняли произведения популярной классической музыки. В середине концерта выключился свет, но музыканты — молодцы — все равно доиграли свои партии. После концерта, когда мы садились в автобус, ко мне подошли школьники, попросились сфотографироваться. И какая-то девочка сказала: «Спасибо Вам за красоту!» Мне кажется, это самая лучшая похвала — даже не мне, а больше оркестру и композиторам!

Вот поэтому я вернулся домой в Россию: люди у нас больше восприимчивы к духовной красоте, чем ко внешней.

А на сцене Тюменской филармонии Ваш дебют с оркестром состоялся 27 октября с актёром театра и кино, народным артистом Евгением Князевым? Вы помните этот концерт?

— Все концерты, которые я продирижировал в этом сезоне, были интересны. Этот входил в абонемент, который был посвящен 220-летию со Дня рождения А. С. Пушкина. Историческую драму «Борис Годунов» читал выдающийся актер, народный артист РФ Евгений Князев. Звучала музыка С. С. Прокофьева, С. И. Танеева, А. К. Лядова, М. П. Мусоргского и Дж. Верди. Моя задача состояла в том, чтобы подобрать музыку: так, чтобы она поддерживала и дополняла литературный текст. Важно было соблюсти временное соотношение звучания оркестра и чтения литературного текста. По-моему, получилось неплохо, публика хорошо восприняла наше творчество. Я знаю, что Е. В. Князев взял этот вариант за основу концертного прочтения драмы А. С. Пушкина «Борис Годунов». Для меня этот вид работы был очень интересен и нов. Надеюсь, что в следующем сезоне мы продолжим такие концерты!

Руководить таким большим коллективом очень сложно, а как Вы организуете работу оркестра на репетиции?

— Оркестр очень дисциплинирован, и я хочу сказать слова благодарности художественному руководителю и главному дирижёру Евгению Ивановичу Шестакову. Оркестр знает, когда необходимо приходить на репетицию, как настроиться и разыграться. Да, коллектив большой, поэтому организация работы требует хорошо продуманного плана, подготовленности всех оркестровых групп. Оркестр должен иметь хорошую читку нот и отличное чувство ансамблевой игры. А дирижер — хорошо знать партитуру произведения, желательно наизусть, хорошо чувствовать форму, динамику, уметь выстроить баланс звучания.

Владимир Добровольский: «Я дирижер в третьем поколении!»

А в чем заключается роль дирижера, на Ваш взгляд?

— Надо понимать, что зрители и музыканты по-разному смотрят на дирижера. Есть такое английское слово «conductor». В автобусе кондуктор подсказывает пассажирам, кому и на какой остановке нужно выйти. Так и для музыкантов дирижер организует процесс игры, исполнения произведения, помогает оркестру играть точно и вместе. Ведь каждый музыкант индивидуален и по-своему чувствует музыку. Чтобы всем договориться, нужен один человек, который будет объяснять, как это должно быть.

Другое дело — слушатель. Для него дирижер является зримым воплощением музыки. Например, в 20 веке оркестры пытались работать без дирижёра, но они продержались недолго, 2-3 сезона. И всё потому, что публике нужен был зримый лидер, а музыкантам — руководитель.

Легко ли Вам работать с Тюменским филармоническим оркестром?

— У нас нет никаких противоречий. Несмотря на то, что программа оркестра очень насыщенная и часто не хватает репетиций, музыканты всегда стараются быть подготовленными. Мы сейчас очень востребованы, и это здорово!

А как Вам тюменская публика?

— Публика в Тюмени очень неравнодушна к классической музыке. Это прекрасно! Когда я выхожу на сцену, тут же погружаюсь в своеобразную ауру слушателей. У нас начинается свой диалог — я должен заинтересовать музыкой, чтобы публика захотела вернуться в зал. Поэтому я признателен нашим слушателям!

У нас, кстати, много программ для детей. Недавно звучала «Мультсимфония», уникальная тем, что именно такого жанра сюиты из нескольких мультфильмов нет больше ни у кого. Это работа наших музыкантов-аранжировщиков и, конечно, других служб: и Хоровой капеллы, и детского театра, и нашего замечательного музыковеда-лектора Надежды Дмитриевны Коваленко, которая готовит и детские программы. Вместе с ней мы делали и «Золушку», и «Сказку о Царе Салтане», а сейчас ещё будем готовить сказку «Конек-Горбунок». Именно слаженная работа всех служб и даёт такой результат!

А как Вам наш город Тюмень?

— Я влюбился в Тюмень! Очень спокойный российский город. Удивительная четырехуровневая набережная. Это город для жизни, в котором сочетаются все виды искусства: архитектура, музыка, театр… Для меня это город-открытие, город, в который я продолжаю влюбляться.

А кто из ваших коллег-дирижеров вдохновляет вас?

— Очень близким мне по духу и своему эмоциональному состоянию является дирижер Евгений Светланов. Его, к сожалению, уже нет с нами, но он навсегда останется флагманом дирижерского искусства 20 века. Из ныне живущих я восхищаюсь работой итальянского дирижёра Риккардо Мути. Его стиль и энергетика являются проводником для разных направлений. Он — пример для меня.

Дома вас тоже окружает музыка?

— Дома, конечно же, я отдыхаю от музыки. В моей квартире есть большой балкон, который я люблю использовать для чтения книг — все свободное время я посвящаю этому. Но, к сожалению, свободного времени не так много.

С кем из знаменитостей Вы мечтаете выступить?

— Из творческих солистов мне интересны те, кому не все равно. Я выступал с молодыми солистами из Мариинского театра, из Большого, Геликон-оперы… Все они подкупают меня отсутствием равнодушия, заинтересованностью! Я открыт такому творчеству.

Владимир Добровольский: «Я дирижер в третьем поколении!»

Какие концерты прошедшего сезона Вам особенно запомнились?

— Для меня являются особенными и значимыми концерты, в которых используется синтез музыкального и литературного современного жанров. Этот синтез очень редко используется в других филармониях. Гармонического соединения жанров нам удалось достигнуть в детских абонементах, где мы читали Шарля Перро «Спящая красавица», А. С. Пушкина «Руслан и Людмила»…

Меня бесконечно удивляет реакция детей, которые после концерта подходят, дарят цветы, фотографируются, интересуются… Очень необычным мне показалось нововведение, когда в детских сказках участвуют аниматоры: например, Елена Ивченко рисует песком и делает это прекрасно! Это помогает детям понимать и воспринимать дух искусства. Что может быть важнее?! Я надеюсь, что и дальше мы будем развивать не только симфонические программы, но и мульт-программы, где синтезируются разные виды искусств.

Что вы пожелаете тюменской публике?

— Новых интересных программ, новых открытий в следующем сезоне. И конечно же, вдохновения, вдохновения от музыки!

Подготовлено по материалам пресс-службы Тюменского концертно-театрального объединения.

Неудобно на сайте? Читайте самое интересное в Telegram и самое полезное в Vk.
Последние новости
В Абатском районе жителей Назарово эвакуируют на катере в село Ощепково
В Абатском районе жителей Назарово эвакуируют на катере в село Ощепково
Из зоны возможного подтопления вывезли около 90% населения.
#паводок
#Абатский район
#эвакуация
Четыре тюменских ресторана уличили в приготовлении блюд из сомнительной баранины
Четыре тюменских ресторана уличили в приготовлении блюд из сомнительной баранины
Специалисты Россельхознадзора проверили шесть ресторанов областной столицы.  
#ресторан
#проверка
#Россельхознадзор
#Роспотребнадзор
#мясо
#новости Тюмени
Александр Моор: В селе Коркино уровень реки Тобол поднялся до 799 см
Александр Моор: В селе Коркино уровень реки Тобол поднялся до 799 см
В Абатском вода достигла 980 см.
#Александр Моор
#паводок
#губернатор
#Тобол
#Ишим
#Абатский район
#Упоровский район
#Тюменская область
В Тюмени обновляют дорожную разметку
В Тюмени обновляют дорожную разметку
Работы затронут более тысячи объектов.
#дороги
#разметка
#безопасность
#Тюмень
#новости Тюмени
Архивное дело: ишимского убийцу спас от расстрела президент России
Архивное дело: ишимского убийцу спас от расстрела президент России
«Вслух.ру" продолжает совместный проект с объединенной пресс-службой судебной системы Тюменской области - о «расстрельных» и громких уголовных делах из архива судебного ведомства.
#суд
#архив
#дело
#преступление
#наказание
#расстрел
#помилование