Banner

Уличный художник Владимир Абих: Стрит-арт – это партизанское искусство

Автор: Ольга Сергеева

Автор нового арт-объекта в Тюмени признался, что «Главное не повторяться» - один из его личных лозунгов.

Grey

Уличный художник из Санкт-Петербурга Владимир Абих в ночь на пятницу завершил арт-объект в Тюмени. На фасаде театрального центра «Космос» появилась надпись «Главное не повторяться» – 13,5 раз. Когда работа была закончена, победитель международного конкурса портретов Portrait now и эксперт фестиваля «Морфология улиц», который проходит в Тюмени, ответил на вопросы журналистов.

Владимир Абих — уличный художник, победитель международного конкурса портретов Portrait now. Трехкратный номинант российской премии Курехина в категории «Искусство в общественном пространстве». Участник основных программ уральской индустриальной биеннале, красноярской биеннале и российской биеннале уличного искусства «Артмоссфера».

- Владимир, почему вы выбрали именно эту тему для «Космоса»?

– Для меня важна работа с местом. Стрит-арт – это не наклейка от жвачки, которую можно прилепить куда попало и уйти. Вообще, хорошо, что «Морфология улиц» работает с профессионалами в этой области. Часто фестивали идут на поводу ожидания зрителя и пытаются потакать вкусу большинства. Это путь в никуда, как мне кажется.

Уличное искусство не должно быть для всех. Для людей, для всех – это дороги, хорошая городская инфраструктура, здравоохранение, уровень жизни. Уличное искусство – не обязательно для людей. Это скорее авторское высказывание художника, и хорошо, если оно вызывает резонанс.

Для меня важно, чтобы работа «коннектила» с городом, с конкретным местом. В данном случае это театральный центр. Почему люди ходят в театр? Потому что там сохраняется живое взаимодействие между актером, драматургом, зрителем, и каждый спектакль неповторим. Эта неповторимость – суть и сильное место спектакля. Кроме того, «Космос» – это молодежный центр. Для молодежных театров важно быть неповторимыми, уникальными. Поэтому фраза «Главное не повторяться» – об этом.

- Что в работе было самым сложным?

– Объем. 269 букв надо было сделать очень аккуратно. Кажется, что это просто текст. На самом деле это долгий, тяжелый, кропотливый физический труд.

- Руки болят?

– Палец болит.

- Почему вы выбрали такую технику для рисунка?

– Это текстовой стрит-арт. Что отличает российское уличное искусство – это концентрация текстовых работ.

Думаю, это связано с тем, что в России довольно бедны визуальные традиции, но сильны литературные. Русского человека тянет писать и читать.

Надписи на школьных партах, заборах нас преследуют везде. Поэтому текстовой жанр – свойство русского стрит-арта.

- Как вам хочется, чтобы горожане воспринимали этот арт-объект?

– Как захотят. Пытаться удовлетворить чей-то вкус – бесполезно. Для меня важно, чтобы в работе было что-то помимо того, что мы видим. В данном случае это ирония и самоирония. С одной стороны, фраза повторяется, с другой – она волнистая, и не понятно, повторяется или нет. Когда возникает вопрос – что это значит? – это неплохо.

Гораздо хуже, если зритель видит красивую картинку и складывает все за пять секунд. Все красиво, диалог со зрителем закончен, он пошел дальше. Это нормально, но лично мне такой подход кажется скучным.

center

- Для вас уличное искусство – это постоянная деятельность?

– Половина того, что я делаю, происходит на улицах; половина – в музеях и галереях. Мне неинтересно замыкаться в одном медиа, жанре, для меня важно не повторяться. Это один из моих личных лозунгов.

- В какую сторону движется уличное искусство?

В сторону институции. Сейчас стрит-арт – самая хайповая тема, потому что это одно из самых ярких последних течений. Интерес к нему есть, но уличных художников становится все меньше.

Уличное искусство одомашнивается, становится тепличным. А надо понимать, что это низовая практика, которая не согласовывается. Корень стрит-арта – в партизанском подходе.

Когда художник выбирается в город, словно партизан на оккупированную врагом территорию. А враг в данном случае – власть и капитал. Все, что мы видим в городе, – это монолог сверху вниз. Это монолог либо рекламы, которая почему-то имеет право вторгаться в публичное пространство довольно назойливым образом, либо проявление власти – градостроительство, архитектура, масштабные проекты.

Уличное искусство – это скорее движение снизу, попытка создания диалога, личного высказывания об «оккупированной» среде. Это попытка сказать, что в этом городе можно не только ходить с работы домой и обратно, по выходным выпивать в баре, потреблять все, что навязывает реклама, но здесь можно еще и жить. Мне кажется, что это важно для уличного искусства: напоминание о том, что города созданы для жизни.

- Вам удается где-то партизанить?

– Конечно. Хотя сейчас несколько меньше, потому что много фестивалей и хочется использовать эти возможности – ездить, делать что-то масштабное. Из-за нехватки времени не всегда успеваешь оставить что-то помимо основной работы в городе. Из-за постоянной востребованности часто откладываются лично важные для меня проекты в долгий ящик.

Но из того, что я делаю, 50% – легально, 50% – нелегально.

center

- Какой город больше запомнился стрит-артом?

– Столица уличного искусства – Екатеринбург. В остальных городах это либо в зачаточном состоянии, либо в состоянии, когда стрит-арт искусственно прививается фестивалями. Это неплохо, но он привозной, импортный, а внутренний еще не созрел.

- В этой градации где находится Тюмень?

– В Тюмени мало стрит-арта. Но опять же надо вспомнить мои слова о том, что это природа уличного искусства – партизанская. В Тюмени согласованная работа, когда у тебя все есть: автовышка, замечательные волонтеры. Есть фестивальный стрит-арт. Но даже в этом фестивальном формате важно не забывать об использовании города как медиа. Зачем иначе говорить «уличное» перед словом искусство, если нет взаимодействия между произведением и городом, если произведение легко отклеивается от стены и переносится в другое пространство… Мне кажется, я на другой вопрос ответил.

- Планируете вернуться в Тюмень?

– Я не умею отдыхать и я не езжу просто так никогда.

- То есть нужно приглашение?

– Да.

арт, арт-объект, стрит-арт, космос, интервью

Просмотры: 234

Комментарии

Читать далее