Dipol FM | 105,6 fm
94.07
99.93

Шарпатов: В Афганистане я спрятал клад

Больше года в плену. Каково оно, особенно если ты - командир и на тебя смотрит экипаж. Когда твоя страна - это делегации, которые могут только подбодрить тебя и посоветовать продолжать ждать. В этом году исполнилось ровно 10 лет со дня знаменитого побега из Кандагара. Наш герой, наш "народный герой" - Владимир Шарпатов ответил на вопросы народного интервью ...

Больше года в плену. Каково оно, особенно если ты — командир и на тебя смотрит экипаж. Когда твоя страна — это делегации, которые могут только подбодрить тебя и посоветовать продолжать ждать. В этом году исполнилось ровно 10 лет со дня знаменитого побега из Кандагара. Наш герой, наш «народный герой» — Владимир Шарпатов ответил на вопросы народного интервью «Вслух.ру».**Сегодня уже стало понятным, что причиной катастрофы Ту-154 под Донецком стал необоснованный риск экипажа, решившего не обходить, а «перелететь» грозу. Высказывается мнение, что этот риск в числе прочего был простимулирован премиальными надбавками, которые компания платила за экономию топлива. 1. Считаете ли вы такую практику стимулирования экономии топлива порочной? 2. Как вы бы поступили на месте экипажа Ту-154?
Штурман (КВЛУГА), Тюмень.**

— Конечно, я в этой компании не работал, не знаю про стимулирующие условия, но знаю, что безопасность полетов стоит на последнем месте. Главное сейчас — прибыль, прибыль, прибыль. Даже в ущерб безопасности. Когда работал в Казани, отправляли нас в командировки — за экономию нам не платили, но заправляли по минимуму. Если в советское время у нас всегда был некоторый запас в баках, заначка (на Ил-76 — тонн 5), то сейчас ничего такого нет. А нас эта топливная заначка не раз выручала — будь то какие-то погодные условия, обход грозы — на все это надо дополнительное горючее, которое штатной ситуацией просто не предусмотрено. В одном из рейсов (командир корабля Кашимов), когда самолет подлетал к Советскому, в воздухе отсоединился шланг, который подводит топливо к двигателю, топливо вытекало в атмосферу. Долетел на заначке. Работал я, допустим, в авиакомпании в Свердловске, нам был положен навигационный запас 8 тонн — все, больше не заправят. И коснись уходить на второй круг — только на ближайшем аэродроме можешь сесть, но ведь там тоже может оказаться такая же погода, и куда лететь дальше — непонятно, да и невозможно.
Если раньше слово командира, его мнение было главным, и никакой министр не мог отменить решение командира, то сейчас ситуация иная — мнение командира практически во всех авиакомпаниях ни во что не ставится. Экипаж загоняют в угол.

**Скажите, как сказался на вашем мировоззрении афганский плен? Можете сказать, что после побега вы стали другим человеком, произошла ли переоценка каких-то убеждений, взглядов?
Коля, 17 лет.**— Я стал другим человеком, не потому, что стал героем, а потому, что произошла переоценка очень многого — изменилось отношение к политике, меньше стало иллюзий. Естественно, нервы стали никудышные, и так человек эмоциональный, а тут вовсе стал заводиться с пол-оборота порой. От этого страдают близкие люди, порой — друзья.
Много передумал о взаимоотношениях. Увидел, что много людей лицемерных, раньше я считал, что их гораздо меньше. Есть такие, что почти целуются с тобой при встрече, а вслед говорят гадости, придумывают небылицы, строят подозрения. Особенно те, кто считает себя знатоком, коллеги-авиаторы. Это угнетает…

**- Ситуация в Грузии с плененными военнослужащими несколько похожа на вашу. Как, на ваш взгляд, должно реагировать государство, должно ли оно спасать своих граждан?
**
— Мы оказались брошены своей страной. Поэтому пошли ва-банк, чтобы спасти свои жизни. Оказалось, что спасли не только свои жизни, но и где-то престиж России. Думаю, что действия сейчас не должны быть такими, как при Ельцине.
Относительно ситуации в Грузии. Нельзя, чтобы «моська» лаяла на «слона». Иначе залают и другие моськи. Евреи вот из-за одного пленного солдата поставили на уши целую страну. Что делать? Поступать решительно. Предъявлять ультиматум и следовать ему.

Как вы относитесь к таким фильмам, как «Экипаж»? Что в нем достоверно, а что явная сказка? Есть ли кинофильмы, которые максимально точно, хоть и с художественными отступлениями, рассказывают о самолетах, экстремальных ситуациях? Не приглашала ли вас в качестве консультанта какая-либо киностудия? Мне кажется, что по вашему сюжету — побегу из плена — получился бы отличный фильм. Особенно если бы там была не одна героика, но и мотивы — почему отправились в рейс, сложные состояния в плену — болезни, страхи, сомнения… — Двойственное впечатление у меня об этом фильме. То, что касается жизненных ситуаций — отношения в семьях — того же командира, радиста, второго пилота — все справедливо и правдиво. Отлично показана роль командира, и артист — прекрасный. Что касается технической части… Просто удивительно, что при таком количестве авторитетных консультантов, заслуженных пилотов в фильме столько ляпсусов. Пилота, например, просто бы засосало в двигатель и превратило мгновенно в фарш, если бы он туда полез. Забавно, что при разгерметизации самолета им оказалось достаточно отогнуть какую-то жестянку и все стало в порядке. На самом деле при разгерметизации самолета жить бы всем оставалось 40 секунд. Еще из сказочных моментов — Ту-154 приземляется, у него отрывается хвост и плавно катится себе по полосе. Это невозможно по той простой причине, что у того, что отпало, и колес-то нет… Очень смешно. Если ставить такой фильм, то полагаю, что он должен быть максимально близок к реальности. Одним из самых сильных эпизодов фильма считаю момент взлета: когда они взлетают в сложных условиях, читают контрольную карту и каждый четко выполняет свои функции. Тогда они — экипаж! Так оно и должно быть.

**- А про кино «ваше», которое могло бы быть?
**
— После возвращения было много встреч, много различных передач («Совершенно секретно», «Старая квартира», «Сделай шаг» и многие другие) и документальных фильмов. В этом году показали фильм «Побег из Кандагара». Недавно приезжали с РЕН ТВ, будет документальный фильм, пока показали только эпизоды. Были пара-тройка режиссеров, которые серьезно намеревались поставить художественные фильмы про побег из плена. Например, Шахназаров намеревался писать сценарий, встречался с членами экипажа. Но пока ничего такого не произошло. В этом году вроде бы начнут съемки фильма московский и свердловский режиссеры. Я и дневники им передал. Поживем — увидим.

**Простите, может, вам уже задавали этот вопрос. А дневник вы начали вести только в плену или уже была такая привычка? Ведете дневник сейчас? Помог он вам морально в плену?
Ирина Светлова, 21 год**

— В самом деле, школьником я вел дневник. Как-то посмотрел, что же я там такого писал, так, пустяки — встал, пошел в школу, пришел из школы, пошел к бабушке…

— А что девочка из соседнего класса нравится, писали?

— Не-ет, про такое бы забоялся доверить дневнику, а вдруг прочитает кто. А так, что — ходил к бабушке, не беда, безопасно…
Что касается афганского дневника. Сначала я просто ставил число и коротко события, буквально одна строчка, а потом через месяц-полтора понял, что детали стираются из памяти. Стал писать подробно, мысли разные — могут ведь и казнить, и никто ничего не узнает, как и что происходило. С делегациями отправлял домой письма. И звуковые. Сохранилась запись, как я наговорил на годик внучке звуковое письмо. Сейчас она в 8 классе уже.

**Год и 13 дней — это очень много. Что вы делали каждый день? Как жили там, в плену? Что ели?
**
— Жили просто: каждый день — сплошное ожидание. Это очень томительно, хуже физических пыток. Круглосуточная охрана. При гостинице губернатора Кандагара были такие кладовки, вот в двух таких кладовках мы и обитали. Спали на бетонном полу, на подстилках. Где-то через полгода нам дали по тонюсенькому матрасику и подушке. Под конец привезли несколько железных кроватей, которые остались, видимо, еще от советских войск. Правда, нам удалось из этого ржавого хлама собрать только две штуки. У них, кстати, до сих пор все — от граненого стакана до истребителей — то, что осталось в Афганистане после вывода войск. Кстати, многие одобрительно отзывались о тех временах, когда там стояли наши войска. Более того, шепотом они говорили «талиб — басмач», а однажды старик-шофер тихонько сказал: «Бежать надо…». Между прочим, они даже не знали, что СССР уже не было, им казалось, что все по-прежнему.Ели что? Этот вопрос нам почему-то все задают. Особо и есть-то не хотелось. Как правило, нам давали какой-нибудь рис с запахом мяса и пережаренного бараньего жира. Какие-то стручки, похожие на фасоль, давали нам, с очень мелкими зернышками. Довольно противные. От них потом у всех болели животы. Потом мы стали сами готовить себе на керосинке, которую нам привезла российская делегация. Иногда нам также перепадали консервы, сигареты. Насчет битья — особо не били, но пару раз прикладом я получал.

**- Жениться не предлагали? Не обещали златые горы и реки, полные вина?
**
— Как не предлагали, все предлагали. И по четыре жены каждому и квартиры. И поработать на них. И их летчиков научить летать. Мы от всего отказались. Молитвы предлагали учить, тогда обещали отпустить. Я раз в Казани работал, так что-то знал уже. Уважаю все нации и религии (если не извращенцы!), молитвы две-три даже выучил — пригодится в жизни. Сначала другие члены экипажа меня не одобряли, однако потом они переменили свое мнение. Нам нужны были ровные отношения. Что толку кулаками без ума махать. К нам приходил их священник, я его за смешные туфли с длинными загнутыми носами и зубы лопаточками называл Хоттабыч, рассказывал нам про загробную жизнь. Я ему потом и говорю, мол, вот мы уже и выучили молитву, а ты нам все равно не доверяешь, не выпускаешь нас на свет божий — не ходи больше к нам.

**- А на каком языке вы с ним общались?
**
— На русском, через переводчика-афганца, бывшего майора-сапера правительственных войск. С утра до ночи он был с нами, пас. Потом, когда наш начальник тюрьмы сменился — ушел на повышение, со следующим уже говорили на английском…

Расскажите, что такое плен? Насколько он давит морально?

— Еще как давит. Попробуйте неделю посидеть всего лишь в комнате и не подходить к окну. Тяжко это. Никуда не выпускали, даже на улицу. Я через неделю уже начал предлагать экипажу говиться к побегу. В итоге так мы и бежали. Приходили разные афганские делегации смотреть на нас, как в зоопарке: чиновники, солдаты, муллы, ученики медресе, губернаторы, полевые командиры. Один командир и его команда из-под Кабула пришли обвешанные с ног до головы оружием, развязно себя вели. Кто-то угрожал — возьмем в Кабул, будем судить судом шариата, кто-то показывал шрамы и культи — виноватили нас за всю Россию. Поинтересовались, что такое суд шариата, говорят, не волнуйтесь, посадят на кол, дня два помучаетесь всего.Когда вы взлетали, у вас ведь кто-то из афганцев оказался на борту? Куда вы их дели, высадили по дороге?

— Действительно, были три автоматчика. Взлетели, экипаж их разоружил. Минут 20 боролись с ними, отобрали оружие. Одного спустили в грузовую кабину, двоих пристегнули ремнями, привязали веревками. Один начал кусать веревки и вены себе. Пришлось взять его под прицел и так лететь. В Эмиратах мы их сдали полиции.

Поддерживаете ли связь со своим бывшим экипажем? Как и где видитесь, пишете ли письма?..

— Нет, особо не поддерживаем. Так получилось, что поначалу приглашение приехать в Тюмень по поводу круглой даты получил весь экипаж. Но это совпало с их работой и длительными командировками. Кроме того, наложилась безответственность некоторых чиновников. Знаете, как бывает, кто-то вовремя не сказал, кто-то вовремя не отправил нужную телеграмму.

Согласились бы вы поехать когда-нибудь в Афганистан в качестве туриста? Ведь в Отечественную войну солдаты тоже не помышляли о том, чтобы отправиться вот так, в путешествие, в страну, где так много видели крови и смертей. У вас, к счастью, все было не столь трагично, но все же тяжелых впечатлений хватало. Так как, поедете смотреть на достопримечательности, если выпадет такой случай?

— Согласился бы. Даже был проект снять фильм, в котором были запланированы сцены, где мы там, в Кандагаре, смотрим свои камеры-кладовки. Осталось пока на уровне пожелания.
Я больше скажу: я бы не только согласился, но и хотел бы поехать — я там запрятал в укромном месте компас, карту и часть дневников, где описаны наши последние дни плена. Это были непростые дни, непростые получились и записи. Последние 10 дней там происходили очень важные события, о которых мне рассказывать не хочется. Это касается взаимоотношений между отдельными членами экипажа. Было бы здорово достать этот «клад».

— Хорошо ли вам в Тюмени? Не жалеете, что приехали?

— Тюмень… Очень хорошо живется. Я благодарен судьбе, что она привела меня сюда еще в 1965 году. В этот благодатный край. Прекрасное отношение руководства области — и прежнего, и нынешнего. Губернатор Рокецкий дал мне квартиру. Искренне благодарен за все. И нынешнему руководству города и области.

**Хотелось бы услышать вашу точку зрения на те события, которые происходят в нашей авиации. Почему столько авиакатастроф в последнее время? Как думаете?
Вячеслав Владимирович, 41 год**

Наши самолеты падают (в большей степени) из-за слабого профессионализма летчиков или из-за плохой материальной базы (старая техника, изношенная)? Или больше виновато разгильдяйство технических служб, когда самолеты летят «на честном слове и на одном крыле»?

— В советские времена самолеты падали еще больше, правда, и летали тогда больше. Но это было все засекречено. Вся информация шла «для служебного пользования». Я за свою жизнь, отсчитывая от окончания летного училища, похоронил 49 летчиков. Это только те, кого я знал лично. В Тюменской области, например, в 70-х в были времена, когда в один год было до четырех катастроф, в основном, вертолеты падали. Про устаревшие самолеты — вопрос неоднозначный. Конечно, техника устаревает и ее надо менять. Но ведь бывают и иные случаи — вопиющие, на мой взгляд. Вот, смотрите, на излете деятельности «Тюменских авиалиний», в 2002 году из Минска после капитального ремонта прибыл самолет Ту-134. А после капремонта — это, практически, новая машина. И самолету по моей инициативе — и коллектив меня тогда поддержал — дали имя прославленного летчика, участника ВОВ Павла Прокофьевича Быструшкина. С этим именем самолет пролетал всего год. Компания впала в период банкротства. Самолет год простоял без дела. Комиссия, которая занималась этой процедурой, машину списала. Самолет пустили на металлолом, разрезали на части. Это была вторая смерть Павла Быструшкина. Примечательно, что дорогое оборудование (а начинка дороже самого самолета), которое стояло на борту — продали. Эти ребята отлично нажились на продаже, накупили себе иномарок, какую-то фирмочку создали. Нетрудно предположить, что и списали-то самолет именно для этого. А рухлядь, между тем, продолжала летать…**- И падают из-за ветхости?
**
— Вообще каждая авария, каждая катастрофа имеет свои причины. Чаще всего экипаж справляется. Уверен, что наш летный состав — самый профессиональный, самый лучший. Без преувеличения. Ни один западный летчик не может так летать. Мне довелось за свою летную жизнь побывать в 65 странах мира. Однажды, в 1991 году, мы прилетели на военный аэродром в Германию. Нам говорят, что принять не могут, туман, полоса вся в слякоти, принять не можем, покружите минут 40. Кружимся. Говорят, что чистят полосу, но слякоть быстро вновь покрывает все. А нам надо садиться все равно. Садимся — все нормально, вполне приличная полоса, все в огнях, отличное сигнальное оборудование — сплошная красота. Нас встречают всякие машины, мигалки, сопровождают, кудахчут — как же вы сели, какие молодцы, у нас бы так ни один не справился. А нам смешно, думаем, полетали бы вы, ребята, в наш Харасавэй или Надым…Это не касается тех, кто приходит с купленными дипломами. В Москве рассказывали, второй пилот пришел, начал искать, где кран уборки шасси после взлета. Представляете? А вот, не дай бог, умрет в полете первый пилот ТУ-134, так этот — «второй» — даже самолет посадить не сможет.

«На одном крыле» — разгильдяйство, увы, всегда было и будет. Тем не менее, причины все комплексные. Однако в итоге всегда стараются обвинить экипаж. Так точно было и в советские времена. А уж если экипаж погиб — милое дело.

Говорят, у китайских пенсионеров есть заповеди, среди которых такие пункты: ни в каком возрасте не поздно заняться новым делом; ни в каком возрасте не поздно влюбиться; ни в каком возрасте не поздно завести друзей… Что вам близко из таких утверждений?

— Все близко.

Неудобно на сайте? Читайте самое интересное в Telegram и самое полезное в Vk.
Последние новости
В Тюменской области гражданам из подтопляемых территорий ставят прививки
В Тюменской области гражданам из подтопляемых территорий ставят прививки
Кто подлежит первоочередной вакцинации.
#паводок
#здоровье
#вакцинация
#Наталья Логинова
#Тюменская область
В Тюменской области горячая линия по вопросам паводка перешла на круглосуточный режим работы
В Тюменской области горячая линия по вопросам паводка перешла на круглосуточный режим работы
Число звонков выросло в разы.
#паводок
#горячая линия
#Станислав Логинов
#Тюменская область
#новости Тюмени
В Ишиме и Ишимском районе завершают эвакуацию постояльцев из соцучреждений
В Ишиме и Ишимском районе завершают эвакуацию постояльцев из соцучреждений
Телефоны для справок для родственников.
#эвакуация
#паводок
#горячая линия
#Ишим
#Ишимский район
#Тюменская область
Весенний призыв: из Тюмени отправили первых призывников в армию
Весенний призыв: из Тюмени отправили первых призывников в армию
Порядка 70% парней получают категории "А" и "Б".
#призыв
#армия
#военкомат
#Тюмень
#новости Тюмени
Александр Моор и Владимир Якушев встретились с жителями Казанского, где объявлена эвакуация
Александр Моор и Владимир Якушев встретились с жителями Казанского, где объявлена эвакуация
Губернатор подчеркнул, что главное сейчас – жизнь и здоровье людей.
#Александр Моор
#Владимир Якушев
#паводок
#эвакуация
#Казанское
#Тюменская область