Banner

По ступеням образования

Автор: Елена Познахарева

Прошли депутаты Тюменской областной думы в рамках выездного заседания комитета по социальной политике.

Grey

Высокопрофессиональная подготовка кадров остается одной из основных тем дискуссий в сфере образования. Как обстоят дела в реальности, члены комитета по социальной политике Тюменской областной думы решили проверить лично, посетив три ступени образования: школу, техникум и вуз. О рабочей поездке депутатов подробнее – в совместном проекте еженедельника «Вслух о главном» и регионального парламента «Дума – муниципалитет».

Другая школа

«Тюмень никогда не была на образовательной карте Советского Союза каким-то значимым центром, хотя у нас работали университет, институты, школы. Но за последние 10–15 лет в регионе накоплен образовательный потенциал. Сегодня мы имеем специализированные школы, тюменский техникум стал участником масштабной программы World Skills и получил звание одного из центров компетенций. В области высшего образования университеты становятся генераторами инноваций. Все это дает нам возможность заявить о себе как о передовом регионе по всем уровням образования. Также не нужно забывать, что знания и умения — это подспорье для развития экономики региона», – отметил в ходе поездки председатель комитета по социальной политике Валерий Фальков.

center

Первым учреждением, которое посетили депутаты, стала созданная по распоряжению губернатора физико-математическая школа. За два года количество учеников выросло со 190 до 300 человек, а в перспективе здесь смогут заниматься до 600 ребят. Чтобы попасть в школу, детям предстояло пройти конкурсный отбор. Среди учеников — жители Тюмени, Ишима, Тобольска и северных регионов. Иногородние ученики постоянно проживают в гостиничном комплексе.

Директор учреждения Наталья Фомичева провела депутатов по двум корпусам: кабинеты с нестандартной планировкой, лазерные станки, антропоморфные роботы, 3D-сканер, магнитные доски, зоны рекреации с книгами и шахматами. Депутат Владимир Ермолаев заметил, что в его школьные годы о таком оснащении образовательного учреждения можно было только мечтать. А его коллега Елена Кашкарова сказала, что хотела бы в стенах такого учреждения видеть собственную дочь.

center

Суперсовременным оказалось не только пространство школы, но и методика преподавания предметов. Ребята частично обучаются по индивидуальным планам, это позволяет им принимать участие в программе «Сириус», ездить на конкурсы и олимпиады, проводить опыты в лабораториях, программировать.

В ходе осмотра школы депутат Тамара Казанцева поинтересовалась о судьбе ребят после выпуска из физико-математической школы. Ведь хотелось бы, чтобы талантливые мальчишки и девчонки работали в регионе.

Директор департамента образования Тюменской области Алексей Райдер рассказал, что предпринимается много усилий, чтобы эти ребята могли продолжить обучение в Тюмени. «Отчасти из-за этого переформатируется институт информатики и математики ТюмГУ. Начав работать с учениками из ФМШ, мы поняли, насколько неинтересной для них может оказаться программа классического вузовского обучения. Многие ребята химико-биологического направления ориентированы поступать в Тюменский индустриальный университет и в дальнейшем работать с крупными компаниями области. Не ручаюсь, что все они после не поменяют свои планы, но мы готовим программу последующего закрепления и трудоустройства выпускников ФМШ. Надеемся, что ребята смогут повысить конкурентоспособность как местных, так и российских вузов», – рассказал Алексей Райдер.

center

Тамара Казанцева осталась довольна ответом и заметила, что вопрос кадровой подготовки в учреждении поставлен на должный уровень. «Отобраны талантливые дети, подобраны высокопрофессиональные преподаватели. Система взаимодействия продумана хорошо, педагоги и ребята работают вместе. Это видно и по поведению учеников, и по фирменному стилю внутри коллектива», – сказала она.

Центр компетенций

Как раз в то время, когда особенно актуальным становится развитие профессиональных компетенций, в Тюмени появился собственный центр по подготовке кадров для конкурса WorldSkills. Один из корпусов Тюменского техникума индустрии питания, коммерции и сервиса был оборудован всем необходимым для оттачивания навыков в сфере дизайна и туризма.

center

Помимо этого, учреждение продолжает более чем полувековую традицию в подготовке профессионалов в сфере бытовых услуг. Здесь оборудованы классы для парикмахеров, косметологов, работников индустрии питания, гостиничного бизнеса и др. В ходе осмотра учреждения депутаты побывали в пищевом и кулинарном цехе, осмотрели учебные аудитории и кабинеты для практик.

Директор техникума Марина Галанина заметила, что учреждение сотрудничает с работодателями региона, начиная от сферы логистики и заканчивая бьюти-центрами. Тамара Казанцева была под приятным впечатлением от увиденного, но посоветовала директору учреждения и директору департамента образования рассмотреть возможность работы техникума с населением Тюмени.

center

«Материальная база в техникуме хорошая, но здесь надо все приблизить к практике. Хотелось бы, чтобы при колледже была парикмахерская для пенсионеров. Необходимы и столовая, и кулинария, в которой ребята могли бы оттачивать мастерство, и одновременно кормить вкусной едой тюменцев. Система подготовки кадров — на высоком уровне, но можно расширять практическую базу», – считает депутат.

Алексей Райдер взял на заметку предложение Тамары Казанцевой и заявил, что участие центра в федеральной программе позволило иначе взглянуть на подготовку кадров в сфере средне-специального образования в Тюменской области. «Нам в принципе стало понятно, по какой траектории стоит заниматься переустройством логики подготовки кадров и в других наших колледжах. Отдельные элементы этой системы уже реализованы в учреждениях Тюмени, Тобольска и Ишима, но центр позволил увидеть комплексный объект, в котором продумано все – от учебного процесса до возможности наблюдения за лабораторными работами со стороны», – пояснил Алексей Райдер.

После осмотра техникума депутат Глеб Трубин высказал мнение, что когда учреждение получает достаточное финансирование, это качественно отображается и на материально-технической базе, и на преподавательском составе техникума. В связи с этим, по его мнению, бюджет на социальные направления должен пересматриваться крайне осторожно, особенно в сторону уменьшения.

Перспективный вуз

Заключительным объектом выездного заседания стал один из корпусов Тюменского государственного университета, активно развивающий в своих стенах автоматизированные лаборатории, школу перспективных исследований и политехнические проекты.

center

В университете активно меняется социально-образовательная среда: открыты новые аудитории, появляются лаборатории. Большие изменения ждут столовую корпуса на улице Перекопской, трансформируется в современный университетский комплекс общежитие на улице Ленина, идет строительство нового спортивного комплекса «Олимпия» на улице Пржевальского.

Перерабатывается и содержательная начинка университета. В четырех институтах со второго курса обучения студенты имеют право самостоятельно формировать учебный трек, выбирать дополнительные курсы и элективы, и таким образом идти по собственному маршруту обучения.

«Тюменский государственный университет меняется динамично и местами кардинально. Одним из наших приоритетов является взаимодействие с крупнейшими и проверенными работодателями. Мы ценим все компании, но выбираем тех, кто внедряет стандартные производства, кто готов вкладывать в кадры, кто работает над международными проектами», – сказал ректор университета Валерий Фальков.

center

Депутаты поинтересовались также востребованностью у абитуриентов педагогических специальностей, организацией в университете доступной среды для обучения людей с ограниченными возможностями, а также работой с приглашенными преподавателями.

Повышение уровня компетенций преподавательского состава в университете реализуется в рамках «Школы перспективных исследований». Так, в Тюмени будут преподавать 21 преподаватель из девяти стран, что качественно скажется на учебном процессе в вузе.

Депутат Ольга Швецова считает, что посещение трех учреждений позволило посмотреть на систему образования в целом. «Образовательные учреждения предоставляют огромные возможности. Молодым людям остается лишь делать правильные шаги, инфраструктура для реализации их возможностей создана. Задача законодателей – совершенствовать систему и помогать органам власти в тех мероприятиях, которые направлены на профориентацию, на подготовку кадров», – сказала она.

С коллегой согласился и Виктор Рейн: «Мы вышли на подготовку кадров нового качества. Школы, среднее профессиональное образование, высшая школа – мы увидели, насколько они друг друга дополняют и выводят образование региона на другой уровень. Процесс обучения стал очень интересным. Учатся не только школьные педагоги, но и профессорско-преподавательский состав вузов. Но есть опасность, что за цифровыми технологиями могут быть позабыты навыки коммуникации. Этого не стоит допускать».

Валерий Фальков заверил, что развитие системы образования будет продолжаться. «Для того, чтобы учреждения общего и профессионального образования работали еще лучше, есть все ресурсы: создана материально-техническая база, внедряются современные управленческие практики, есть внимание региональных властей и апробация программ на федеральном уровне. Все это позволяет говорить о том, что буквально в ближайшие годы Тюмень может стать если не образовательной столицей, то одним из ведущих образовательных центров России», – сказал Валерий Фальков и добавил, что, кроме того, Тюмень выиграла право на создание регионального учебно-методического центра по инклюзивному образованию «Сириус». Он будет открыт до конца года.

депутаты, облдума, образование, тренды

Просмотры: 223

Комментарии