Логичные инвестиции

Автор: Елена Познахарева

Одним из ключевых факторов экономического успеха в современном мире является умение оптимальным образом организовывать доставку товаров и услуг от производителя к потребителю.

Grey

На совершенствование в регионе системы логистики обратил внимание еще экс-губернатор Владимир Якушев. Он заметил, что одним из ключевых факторов экономического успеха в современном мире является умение оптимальным образом организовывать доставку товаров и услуг от производителя к потребителю. Были открыты крупные распределительные центры под брендом федеральных торговых сетей, и встал вопрос о создании собственной системы компоновки тюменского товара. Эти вопросы обсудили депутаты областной думы на круглом столе «Совершенствование товаропроводящей инфраструктуры и системы логистических центров на территории Тюменской области». Подробности в совместном проекте «Вслух о главном» и регионального парламента «Общественная экспертиза».

Распределяй и властвуй

Два года назад в регионе начал работу распределительный центр АО «Тандер» торговой сети «Магнит» площадью 40 тыс. кв. метров. Объем инвестиций в строительство – 2 млрд рублей. Отсюда отгружаются товары в магазины Тюменской и Курганской областей, а также ХМАО и ЯНАО.

В 2017 году открылся распределительный центр ООО «Х5 Ритейл Групп» (торговые марки «Пятерочка», «Карусель», «Перекресток») площадью 30 тыс. кв. метров. Объем инвестиций – 1,5 млрд рублей. Центр обслуживает 130 торговых предприятий Тюменской области, ХМАО и ЯНАО. Общий запланированный грузооборот – около двух тысяч тонн в сутки. В планах компании увеличить число магазинов до 160.

В этом году планируется запустить в эксплуатацию логистический центр по приемке и переработке сырья, прежде всего мяса для ОАО «Ялуторовский комбинат», площадью 4,5 тыс. кв. метров. Управление центром будет осуществлять компания «ТюменьЛогистикХолод».

В настоящее время доля местной продукции в федеральных торговых сетях составляет 30,5%, в региональных – 64%.

Научить продавать

Председатель комитета по аграрным вопросам и земельным отношениям Тюменской областной думы Владимир Ковин считает, что местные товаропроизводители научились выпускать продукцию и ее можно увидеть на столах тюменцев. Но актуальной остается задача научить предпринимателей продавать.

«За последние годы у нас существенно изменилась в лучшую сторону перерабатывающая промышленность. Предприятия были модернизированы. Например, Ишимский мясокомбинат еще десять лет назад производил 50 видов товаров, сегодня – уже почти 500. Практически все предприятия расширили ассортимент, разработали нормальную упаковку. Теперь важно найти покупателя, которого бы устроили цена и качество товара. Один из инструментов достижения этой цели – создание логистических центров, которые помогают довезти продукцию до конечного потребителя», – сказал Владимир Ковин.

Кроме того, правильная логистика позволяет минимизировать издержки, сократить цепочку поставок и оптимально распределить товарные потоки.

Заместитель председателя облдумы Виктор Рейн уверен, что пока нет четкой картины, какой объем продукции нужен жителям области для внутреннего потребления, а какой можно реализовать в других регионах. Он предложил создать базу данных по видам продукции и объемам ее производства, а уже на ее основе приступить к разработке логистической схемы региона и совершенствования товаропроводящей инфраструктуры.

«Нам нужно реально оценить состояние сельхозпроизводителей. Вопросов здесь слишком много. Совсем недавно мы решали проблему ценовой политики на мясо крупного рогатого скота, чтобы не допустить сокращения поголовья в хозяйствах. Мы знаем, что постоянно растут цены на горюче-смазочные материалы. Мое предложение – нужно вернуть мораторий на любые действия, которые ухудшают положение сельских товаропроизводителей. Они должны быть защищены», – подчеркнул Виктор Рейн и добавил, что в защите нуждаются и личные подсобные хозяйства.

Потребитель голосует рублем

Депутат Олег Чемезов выразил сомнения в необходимости обсуждать тему создания логистических центров по указке органов власти. «Что касается учреждения органами власти логистических центров – это нонсенс, о котором даже не стоит думать. Это дорого, не соответствует функциям органов государственной власти. Ничего не получится из-за отсутствия профессиональных компетенций. У нас много специализированных центров, которые занимаются логистикой лучше, нежели государственные структуры», – возмутился он и обратил внимание, что, продвигая тюменскую продукцию на рынок, нужно понимать, кто будет ее покупать.

«У магазинов у дома одни потребители. У крупных торговых центров – другие. Стоит сначала проанализировать, кто является потребителем, кто голосует рублем за качество, а кто – за низкую цену. Еще важно понимать, как меняется цена на тюменский товар, пока он доставляется от производителя на прилавки магазинов. Вполне возможно основную прибыль получает кучка посредников, зарабатывающих на доставке продукции. Может быть, нам вернуться к вопросу о предельном значении торговых надбавок в сетевых магазинах», – высказал предложение Олег Чемезов.

Поддержать предпринимателя

Эдуард Омаров акцентировал внимание на поддержке сельских предпринимателей: «Любое село живет, пока есть производство. Поэтому надо помочь именно этой категории предпринимателей. Тем не менее наши земледельцы должны не просто производить, но и знать, сколько и какой продукции необходимо, где искать рынки сбыта. Перед нами стоит задача из сельхозпроизводителя сделать сельхозпредпринимателя, повысив его компетенции».

Эдуард Омаров поинтересовался у директора департамента потребительского рынка и туризма Тюменской области Сергея Пантелеева, готовы ли товаропроизводители создавать магазины у дома. По словам Сергея Пантелееева, предприниматели готовы, это показывают и их опросы за последние два года. Но при условии, что им будет оказана государственная поддержка. Одной из возможных форм такой поддержки он назвал субсидирование бизнеса при открытии новых торговых точек в шаговой доступности от потребителя.

При этом Сергей Пантелеев вовсе не призывает предпринимателей отказываться от сотрудничества с федеральными торговыми сетями. Его департамент готов научить бизнес работе с ними, специалисты в этой сфере всегда проконсультируют по взаимодействию с крупными игроками на этом рынке.

Михаил Селюков не сомневается в качестве мясной и молочной продукции аграриев, его волнует присутствие тюменских товаропроизводителей на рынке северных округов: «Говорить, что мы самые лучшие, можно сколько угодно. Показателем в данном случае является потребительский спрос. Например, в Югре уровень доходов населения достаточно высокий, люди рублем голосуют за качество товара, и у них есть выбор – в магазинах представлена продукция из разных регионов. Но как сделать так, чтобы жители выбирали именно тюменское – открытый вопрос».

Депутаты приняли решение продолжить работу по созданию условий для развития логистической системы в регионе. Они обсудят эту тему на заседании комитета по аграрным вопросам и земельным отношениям, которое состоится после парламентских каникул в сентябре. Подготовленные предложения и рекомендации представят Тюменской областной думе.

облдума, депутаты, АПК, сельское хозяйство, логистика, магазины, потребитель, цены, качество, производство, товары, тренды

Просмотры: 387

Комментарии