Бюджет-2007: хороший, но напряженный

Источник: Вслух.ру

Еженедельник "Вслух о главном" совместно с Тюменской областной Думой продолжает проект "Общественная экспертиза". Напомним, что в его рамках обсуждаются наиболее значимые законы, принимаемые областным парламентом. 26 и 27 октября Дума рассматривала проект закона "Об областном бюджете на 2007 год". Мы предложили нашим респондентам высказать мнение ...

Еженедельник "Вслух о главном" совместно с Тюменской областной думой продолжает проект "Общественная экспертиза". Напомним, что в его рамках обсуждаются наиболее значимые законы, принимаемые областным парламентом.

26 и 27 октября Дума рассматривала проект закона "Об областном бюджете на 2007 год". Мы предложили нашим респондентам высказать мнение об основных параметрах бюджета, о том, сохраняется ли его социальная направленность, насколько в последующем возможна корректировка, а также о том, что, на их взгляд, не учтено в законопроекте.

Проект закона Тюменской области "Об областном бюджете на 2007 год", рассмотренный в первом чтении 26 октября, предусматривал доходы в сумме 77980873 тыс. рублей; расходы — в сумме 78030723 тыс. рублей, в том числе текущие расходы — 41757793 тыс. рублей, капитальные расходы — 36272930 тыс. рублей. Дефицит составлял 49850 тыс. рублей.

В сравнении с 2006 годом предполагалось снижение поступлений налогов и других платежей в доходную часть областного бюджета на 18687031 тыс. рублей, или на 19,3%.

Согласительная комиссия по доработке проекта закона об областном бюджете рассмотрела предложения, которые касались увеличения расходов. Поступило около 20 обращений — от депутатов, органов исполнительной власти, профсоюзных и некоммерческих организаций, предприятий различных сфер деятельности. Часть из них согласительная комиссия решила отклонить, некоторые инициативы поддержала. В результате расходная часть бюджета ко второму чтению увеличилась на 1 млрд 222 млн 817 тыс. рублей, доходы — на 793 млн 932 тыс рублей, или на 1% от общей суммы, соответственно увеличился и дефицит. В основном согласованы поправки, поступившие от депутатской фракции "Единая Россия".

В окончательном чтении расходы бюджета-2007 утверждены в сумме 80 млрд 47 млн 472 тыс. рублей, доходы — 78 млрд 774 млн 805 тыс. рублей. Дефицит бюджета предстоящего года составит 1 млрд 272 млн 667 тыс. рублей.

С момента первого чтения изменилось количество областных целевых программ. Если в первоначальном проекте бюджета их было 27, то к моменту окончательного принятия финансового закона их число выросло до 30. Объем расходов на целевые программы увеличен на 1 млрд 801 млн 135 тыс. рублей и в общем составит 90,4% от всей суммы расходной части бюджета. Средства, выделенные на программу "Сотрудничество", составят в следующем году 28 млрд 476 млн 346 тыс. рублей.

В 2007 году финансирование приоритетных национальных проектов планируется в сумме 11 млрд рублей, в том числе по проекту "Образование" — 4 млрд рублей, "Здоровье" — 1,8 млрд рублей, "Жилье" — 3,8 млрд рублей и "АПК" — 1,4 млрд рублей.

В целом расходы на социальную сферу составят в 2007 году 33% от общей суммы расходов бюджета.

Татьяна Крупина, заместитель губернатора Тюменской области, директор департамента финансов:

— При формировании бюджета 2007 года мы придерживались сценарных условий, принятых Российской Федерацией для федерального бюджета. Если будет необходимость, безусловно, будем вносить изменения. Это обычный процесс. Корректировка областного бюджета будет зависеть, прежде всего, от конъюнктуры мировых цен на энергоносители. Но в любом случае, учитывая среднесрочную перспективу планирования и ту оценку, которая имеется по 2009 год, думаю, что некий квазистабилизационный фонд у нас должен появиться. Вопрос о формировании подходов, в том числе о возможных стабилизационных моментах, которые бы каким-то образом страховали бюджет как в 2007 году, так и в последующие годы, планируется рассмотреть на декабрьском заседании областной Думы.

Что касается программы "Сотрудничество", то общий объем финансирования на конкретный финансовый год, если сравнивать 2007 и 2006 годы, принципиально не изменился. Все мероприятия, которые предусмотрены областной целевой программой, обеспечены финансированием. Просто в 2005 году, к сожалению, три участника программы — Тюменская область, Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа — еще не были организационно готовы к тому, чтобы полностью освоить запланированные средства, поэтому более 20 млрд рублей в виде переходящих остатков перешли на 2006 год, тем самым увеличив общий объем программы и доведя его до 49 млрд рублей. Какой будет сумма переходящих остатков на 2007 год — выяснится к концу текущего финансового года. Остатки могут появиться как за счет неких дополнительных доходов, так и за счет экономии по расходам, которые по каким-то объективным причинам невозможно осуществить в 2006 году.

В целом социальная направленность регионального бюджета сохраняется, сложившаяся структура расходов принципиально не меняется. Если оценивать консолидированный бюджет области, то 50% расходов — это бюджетные инвестиции в национальную экономику, в жилищно-коммунальное хозяйство, агропромышленный комплекс. Бюджет — это объективно самый крупный потребитель на рынке услуг. Размещая заказ на социальные услуги, мы гарантируем учреждениям, подрядным организациям определенный доход, что, в свою очередь, дает возможность создавать новые рабочие места, обеспечивать выплату зарплаты. С другой стороны, в конечном счете все это материализуется в школы, больницы, тепло в домах и т. д. Таким образом, бюджет продолжает работать на улучшение качества жизни тюменцев.

Традиционно порядка 35% расходов консолидированного бюджета области составляют расходы на социальную инфраструктуру, в том числе капитального характера. Концентрация бюджетных ресурсов в отраслях, обеспечивающих рост качества жизни, — это необходимое и логичное развитие взятого нами курса.

Согласительная комиссия по доработке закона о бюджете-2007, на мой взгляд, работала очень конструктивно, общий объем поправок составил 1,2 млрд рублей. В основном это предложения единороссов, поправки существенные и хорошо продуманные — дополнительные расходы на оказание специализированной медицинской помощи, например, или увеличение размера выплат на содержание ребенка в семье опекуна и приемной семье. Я бы назвала это работой на опережение — правительство области, безусловно, тоже рассматривало возможность решения этих вопросов с учетом динамики поступлений в бюджет…

Юрий Пахотин, шеф-редактор газеты "Аргументы и факты" в Западной Сибири":

— Основные параметры бюджета-2007 соответствуют уровню 2006 года. Но отличие в том, что на этот раз бюджет получился, на мой взгляд, очень напряженным, при его разработке исходили из высокой цены на нефть — 61 доллар за баррель. Не факт, что она сохранится. Плюс другие условия — курс доллара, инфляция — все это загоняет бюджет в очень жесткие рамки. А цена на нефть, как известно, уже скатывалась к 55 долларам. Но, с другой стороны, областной бюджет разрабатывался исходя из тех же сценарных условий, что и федеральный.

Если нефть не подешевеет, то проблем, я думаю, не будет. Если же цены упадут, возникает вопрос, а есть ли чем покрывать большой дефицит. Защищенные статьи вряд ли пострадают, но на развитии это, возможно, отразится.

Много средств выделяется на реализацию нацпроектов. Если это считать, то можно говорить о том, что сохраняется социальная направленность. А в целом наш бюджет, я думаю, принципиально не отличается от бюджетов других регионов.

При этом многое все же не учтено — как раз те мелочи, которые дают человеку ощущение благополучия. Например, ни в одном бюджете — ни в федеральном, ни в региональном, ни в местных — не учли потребности матерей-одиночек. Программы социальной поддержки — по самообеспечению, жилищные — рассчитаны на другие категории. Незащищенными оказываются и те, кто работает, но получает мало — средняя зарплата на тех же промышленных предприятиях невысока, и никто не регулирует, допустим, минимальную стоимость рабочего часа…

Леонид Титенко, заведующий отделом социально-экономической защиты Областного совета профсоюзов:

— Бюджетная политика предусматривает дефицит. Как правило, бюджет корректируется. Но все зависит от стоимости нефти. Доходная часть, думаю, должна быть выше.

Наши предложения были приняты частично. Так, правительство области приняло к сведению предложение об увеличении расходов на программы в АПК — на охрану труда и на развитие рыболовства. Отрасль находится в плачевном состоянии, и требуются соответствующие расходы. Даже расходы на составление программы по поднятию этой отрасли. Сегодня в ней задействованы в основном частные предприятия, финансовая поддержка которых в бюджете не просматривается.

Было у нас предложение по увеличению заработной платы работникам образования. Но оно отклонено, потому что увеличение на 8,4% уже заложено в бюджет. Мы считаем, что этого мало: такое увеличение моментально будет съедено инфляцией где-то в августе 2007 года. То есть реального повышения заработной платы не произойдет. А резервов по повышению зарплаты для работников образования уже нет. Когда прошла программа оптимизации, перехода на отраслевую оплату труда, за счет сокращения, за счет увеличения учебной нагрузки заработная плата, конечно, существенно возросла, на 42% в сравнении с первым полугодием прошлого года. Но она останется на том же уровне, если не будут предусмотрены нормальные расходы на увеличение заработной платы из бюджета.

В агропромышленном комплексе за последний год резко возрос уровень травматизма, несчастных случаев. Техника безопасности нарушается сплошь и рядом, потому что нет специалистов на местах. Мы предложили предусмотреть расходы на специалистов по технике безопасности и охране труда в сельской местности. Эти предложения были приняты на заседании трехсторонней комиссии, координатором которой является заместитель губернатора Наталья Шевчик. Соответствующие расходы будут предусмотрены правительством.

Было предложение сохранить льготы работникам сельской местности, проживающим на территории Тюмени, в части оплаты коммунальных услуг медицинским работникам, на оплату жилья. Это предусмотрено в Тюменской области, но для работников государственных учреждений. А профилактории и санатории, которые являются акционерными обществами, выполняют те же самые функции по оздоровлению населения, но права на льготы не имеют. Было предложение оказывать поддержку в виде социальных пакетов работникам.

Если говорить в целом о распределении расходов, то по здравоохранению, например, произошло уменьшение, по образованию — увеличение. Это связано с реализацией национальных проектов. Все мы знаем, что в прошлом году в здравоохранение было большое вливание денежных средств, капитально отремонтированы многие лечебные учреждения. Деньги выделялись сверх того, что было определено первоначально.

Наталья Чистякова, руководитель проекта "Граждане за энергобезопасность", кандидат технических наук:

— С одной стороны, областное правительство очень хорошо работает с новой бюджетной классификацией и использует ее возможности. Совершенно в правовом поле вводятся новые статьи, нормально распределяются средства. С другой стороны, опять же в правовом поле власть часто создает себе большую свободу маневра. Не совсем я с этим согласна.

Что касается социальной ориентации бюджета, то я все-таки считаю, что в сегодняшней ситуации должны сохраняться выплаты населению, это в контексте дилеммы "удочка или рыба". То есть "рыбу" надо давать. Но нужно более внимательно изучить социальные группы, которым даются льготы. Есть иллюзия, что самыми обездоленными являются пенсионеры. Это не так. Самые обездоленные — это женщины, которые одни воспитывают детей и часто не имеют постоянного источника доходов. Если кому-то надо помогать, то именно им.

Я бы предложила увеличить средства на разработку различного рода концепций. К примеру, необходимо проанализировать, почему происходит деградация системы оказания коммунальных услуг, и разработать соответствующие меры. Аналогично и по другим проблемным блокам. Я считаю, что больше надо тратить на качественную аналитику, своевременное выявление угроз и принятие превентивных мер. Любые реформы ведут и к позитивным, и к негативным последствиям. Коль скоро мы идем по пути реформ, то необходимо усилить расходы на адаптацию населения к реформам, адаптацию органов власти и на то, чтобы снизить неблагоприятные последствия. С моей точки зрения, в бюджете недостает этих расходов.

И еще. Сегодня в России, в том числе в Тюменской области, наметилась негативная тенденция: основная прибыль делается за рамками закона, конкуренции и морали. Она делается на нарушении прав потребителей — в расчете на то, что из-за небольшой суммы человек не пойдет жаловаться. Я считаю, что надо работать над улучшением системы защиты прав потребителей.

Николай Барышников, депутат Тюменской областной Думы:

— У меня нормальное отношение к проекту бюджета 2007 года. Беспокоит одно: чтобы доходная часть выполнилась. А расходовать мы умеем.

Мои предложения в расходной части навеяны, прежде всего, замечаниями и предложениями, которые поступают ко мне от избирателей.

Я предложил при формировании межбюджетных отношений предусмотреть в местных бюджетах средства на капитальный ремонт и строительство жилья. На капремонт расходы увеличены, прежде всего на муниципальное и государственное жилье. Но обращаются те, кто имеет личное жилье, особенно люди пожилого возраста, живущие в частных домах. Как правило, из деревень, а также Ялуторовска и Заводоуковска. Ответ согласительной комиссии меня удовлетворяет на 50%. Фонд на ремонт жилья увеличен на 200 млн, в то же время увеличен резервный фонд муниципальных образований, из которого местные власти могут предусмотреть средства на ремонт индивидуального жилья. Этот вопрос будет зависеть в большей степени от их поведения.

Второе предложение — увеличить средства на устройство инженерных сетей, подготовку площадок под жилищное строительство в программе "Сотрудничество". И они увеличены до 3 млрд рублей.

Третья поправка касается образования. Я просил предусмотреть средства на увеличение помощи малоимущим гражданам по оплате за обучение студентов профессиональных учебных заведений, начального профобразования, среднего и высшего. Подобная программа есть в департаменте образования, но в ней учтены не все нуждающиеся категории. Согласительная комиссия рекомендовала предусмотреть средства на эти цели в резервных фондах муниципальных образований.

Четвертое замечание — по поводу выполнения обязательств по оказанию бесплатной медицинской помощи и их расширения. Ответ в большей степени меня удовлетворяет. По программе здравоохранения идет в целом увеличение на 28%. В большей степени это вопрос организационно-контрольный.

Я также предложил увеличить средства на поддержку подсобных хозяйств в сельской местности. Это вопрос и финансово-экономический, и социальный.

Поднимал и проблему чрезвычайных происшествий. При пожаре максимальная компенсация пострадавшим составляет 30 тыс. рублей. Если сгорело все имущество, людям негде жить, эта сумма, конечно, не возместит убытки. Но есть резервный фонд и у местных администраций, и у органов соцзащиты. Я получил ответ, что ограничений в сумме не ставится. Все будет решаться на местах в индивидуальном порядке. Объем резервного фонда области увеличен на 25%. Резервные фонды муниципальных образований — на 20%.

Я предлагал увеличить детские пособия со 130 до 500-1000 рублей. Пока что согласительная комиссия внесла предложение увеличить в 2 раза.

Кроме того, я внес предложение об увеличении средств на науку, на инновационные программы. Ответ меня в большей степени устраивает. Предусматривается увеличение расходов на науку на 37% в бюджете департамента образования. Кроме того, мы создаем технопарк, который "потянет" большие средства.

Анатолий Мокроусов, генеральный директор "Радио-7":

— Мне трудно судить, но могу сказать, что бюджет области настолько велик, что возникает опасность забыть о главном. Дело ведь не в количестве денег. Важно, чтобы каждый рубль доходил до человека. Опасность эта всегда существует, и особенно когда денег много: труднее следить за эффективностью. Рядовой человек просто не ощущает, если они тратятся неэффективно: вложили рубль — результат на 20 копеек. Можно сделать замечательные программы, но без соответствующего контроля результат будет минимальный.

И другая опасность — то, что происходит с нефтью. Понятно, что до 20 долларов за баррель цена уже не упадет, но она все равно дешевеет. Поэтому сегодня важно заложить основу, чтобы в будущем было за счет чего наполнять бюджет.

Николай Карнаухов, ректор ТюмГНГУ, председатель совета ректоров вузов Тюменской области:

— Областной бюджет на 2007 год, в связи с уменьшением налогооблагаемой базы, формально меньше, хотя консолидированный бюджет остался на уровне прошлого года. Вне всякого сомнения, бюджет достаточно сбалансированный, хорошо отработан. Но только те, кто не понимает этой арифметики, могут воспринимать бюджет как большую амбарную книгу, где просто соединены цифры. За каждой цифрой стоит очень большая работа. Депутаты вынуждены были увеличить дефицит бюджета в связи с тем, что сочли необходимым решение некоторых проблем.

Я вносил поправки по высшим учебным заведениям. Вузы, несмотря на то, что являются государственными организациями, платят полностью все налоги, как акционерные общества, и не имеют никаких льгот перед федеральным и областным бюджетом. Мы должны платить налог на здания, на землю и т. д. Мы обратились в областную Думу, в правительство Тюменской области с тем, чтобы они пошли нам навстречу в части налога на прибыль, зачисляемого в бюджет Тюменской области, в части снижения платы за землю. И согласительная комиссия, и правительство Тюменской области нас поддержали.

Иван Квитка, депутат Тюменской областной Думы:

— Бюджет правильный, но есть одна очень серьезная опасность. Он составлен на основании цены на нефть 61 доллар за баррель. Если цена упадет до 55 или до 45 долларов за баррель, то, конечно, у нас будет тяжелая ситуация. Это очень рискованно.

"Единая Россия" внесла в проект бюджета на 2007 год поправки общей суммой в 1 млрд рублей. Предложили выделить на оплату кардиологической помощи мужчинам трудоспособного возраста 160 млн рублей. Это одно из самых популярных заболеваний среди этой категории населения, скопилась большая очередь в кардиологическом центре.

На строительство туберкулезного диспансера предложено выделить 105 млн рублей. У нас так критически складывается, что в основном люди, которые освобождаются из мест заключения, являются разносчиками туберкулеза. Безусловно, необходимо в этом направлении срочно что-то делать. В имеющемся диспансере мест не хватает.

Наконец-то предусмотрели 100 млн рублей на создание центра по профилактике онкологических заболеваний. Именно по профилактике. Сегодня очень много людей обращается в онкологическую областную клинику, но для того, чтобы бороться с этим заболеванием, безусловно, нужна профилактика. В Тюменской области сегодня существует острая необходимость в строительстве такого профилактического центра.

На увеличение ежемесячного пособия на ребенка (в два раза) предложено выделить 130 млн рублей. Но, безусловно, этого мало. Мы продолжим работать над этим в 2007 году.

Мы решили увеличить размер выплат на содержание выплат опекунам детей дошкольного возраста — до 4 тыс. рублей, школьного возраста — до 4,3 тыс. рублей. Цена вопроса — 51 млн 613 тыс. рублей.

Очень много внимания уделяется развитию сельского хозяйства, особенно частного подворья. "Единая Россия" предложила увеличить субсидии на молоко на 169 млн рублей. Это говорит о том, что увеличатся доходы тех семей, которые занимаются приусадебным хозяйством и держат корову, а молоко сдают в кооперативы. Увеличится закупочная цена на молоко для населения. Это большой стимул, ведь некоторые и по 20 тыс. рублей на этом зарабатывают.

Естественно, необходима поддержка и потребительским сельхозкооперативам. Поэтому было принято решение увеличить поддержку на 156 млн рублей.

Последняя поправка касается самого тяжелого вопроса для всех — жилья. Средства, предусмотренные в бюджете на предоставление субсидий и займов на строительство и приобретение жилья, увеличиваются на 200 млн рублей.

По этим поправкам был очень серьезный диалог. И правительство, и депутаты их поддержали, несмотря на то, что бюджет у нас сверстан с дефицитом.

В последующем корректировка бюджета в сторону уменьшения не исключена. Этого не хочется делать, но это возможно. Все зависит от мировой конъюнктуры цен на нефть…

Просмотры: 2580

Комментарии