В Тюмени вот уже семь лет существует разделение экстренной медицинской помощи на скорую и неотложную.
В Тюмени в течение семи лет существует разделение экстренной медицинской помощи на скорую и неотложную. По словам медиков, для адекватного получения медицинской помощи необходимо понимание: в каком случае стоит адресовать вызов Станции скорой помощи, а в каком поможет приписанная к поликлинике неотложка. Об этом речь шла на пресс-конференции в четверг, посвященной состоянию и перспективам развития медицинских экстренных служб.
Главное различие между двумя медицинскими службами — в наличии прямой угрозы для жизни пациента. Есть угроза — на помощь едет скорая (03), нет угрозы — через два часа к больному приедет фельдшер неотложки (поликлиника). Об этом рассказала заместитель директора департамента здравоохранения администрации города Тюмени Надежда Янина. «Сегодня бригады неотложной помощи являются структурными подразделениями поликлиник, они оснащены всем необходимым: фельдшер может снять ЭКГ, в его распоряжении — небулайзеры, дефибрилляторы, пульсоксиметры и целая сумка с набором медикаментов», — рассказала Янина.
Поводом обращения в службу неотложной помощи могут стать повышение температуры, гипертонический криз, головная боль, боль в пояснице, в спине, руках и ногах. Эти ситуации не считаются угрожающими жизни. Достоинство поликлинических бригад неотложной помощи в том, что информацию о пациенте передается участковому врачу, больному выдается набор рекомендаций и выписывается лист нетрудоспособности.
По словам главного врача Станции скорой медицинской помощи Лидии Остроумовой, служба неотложной помощи помогла значительно разгрузить бригады скорой. Теперь вместо того, чтобы сбивать температуру, фельдшеры скорой спешат на места ДТП, к людям на пороге инфаркта или инсульта, к беременным женщинам, к тем, кто отравился или получил перелом. В течение 2014 года неотложки тюменских поликлиник обслужили 280 тысяч вызовов.
Остроумова призналась, что разделение службы оказалось для России новацией, однако именно это призвано помочь выполнить амбицизоную задачу по снижению смертности населения. Сегодня в структуре вызовов скорой преобладают вызовы по причинам заболеваний. При этом около половины из них переадресуются в неотложку. Диспетчеры службы скорой помощи в силах самостоятельно разводить потоки звонков, переадресовывая неотложные вызовы в поликлинику. Однако прямой звонок в поликлинику ускорит приезд фельдшера неотложки.
«Благодаря тому, что бригады освобождаются от работы с пациентами, с которыми справляется неотложная помощь, мы достигли хороших временных интервалов и снизили смертность практически на 30 процентов. За счет изменения организации экстренной помощи с 2012 года удалось спасти десятки жизней», — констатировала Лидия Остроумова. Если в 2012 году на догоспитальном этапе погибли 84 человек, то в 2014 году — на 30 человек меньше.
Остроумова еще раз обратила внимание на то, что скорая помощь предназначена для работы в тех ситуациях, когда жизнь человека находится под угрозой. От этого не застрахован никто, поэтому скорую необходимо использовать по ее прямому назначению.