Dipol FM | 105,6 fm

Как решать межличностные конфликты в школе?

Учителя или родители - кто должен помочь подростку в решении школьных конфликтов?

_Кто виноват в том, что подростки дерутся в школе? Кто отвечает за их воспитание? Как преодолеть непонимание между родителями и учителями? Как предотвратить межличностные конфликты? На эти и другие вопросы попытались ответить участники круглого стола «Межличностные конфликты в школе. Проблемы и пути их решения», состоявшегося в пресс-центре ИГ «Вслух.ру» 8 апреля._

Поводом для непростой дискуссии стал недавний конфликт в 33-й школе, где две ученицы избили свою одноклассницу. В результате пострадавшая оказалась в больнице. Как рассказала начальник ПДН УМВД Тюмени Алина Князева, инцидент произошел 16 марта. В полиции о нем узнали, когда в ОКБ № 2 обратилась избитая школьница. Ей поставили предварительный диагноз: сотрясение головного мозга и черепно-мозговая травма. В таких случаях врачи сразу информируют правоохранительные органы.

Что произошло в 33-й школе

Все началось с того, что одна из подозреваемых, одноклассница потерпевшей, подошла к ней на перемене и сдернула юбку. Позже школьница так и не смогла объяснить свои действия. «Девочка обратилась к социальному педагогу, чтобы урегулировать конфликт, — пояснила Алина Князева. — Социальный педагог пригласила для разговора всех трех школьниц и позвонила матери потерпевшей, чтобы та забрала ребенка из школы. Однако мать не пришла. И затем, уже после беседы с социальным педагогом, одноклассницы напали на жертву. Правильно поступил школьный охранник, он сразу отреагировал и остановил избиение».

Как оказалось, девочки раньше дружили и даже ходили друг к другу в гости. По словам присутствовавшей на круглом столе директора школ № 83/33 Светланы Мальцевой, поводом для нападения могло стать оскорбление в соцсетях со стороны пострадавшей.

«Безусловно, школа осознает свою ответственность за случившееся, но ситуация действительно была очень сложная, — отметила Светлана Мальцева. — Пострадавшая школьница неделями не общалась с мамой, ночевала у друзей, в их семье был жесточайший конфликт, очень долго они не могли найти общий язык. И этот случай помог им снова сблизиться. Об этом девочка рассказала на примирительной встрече со своими обидчицами и их родителями».

Кстати, потерпевшую трудно назвать белой вороной. По словам директора, ученица очень способная, занимается гиревым спортом. Увлечена спортом и одна из обидчиц, по отзывам Светланы Мальцевой, она тоже неплохой ребенок, который мог просто оступиться по недосмотру взрослых.

Уполномоченный по правам ребенка в Тюменской области Андрей Степанов уверен, что за каждой детской бедой стоят именно взрослые. «Сегодня детям не хватает доверия, — пояснил он. — Когда я присутствовал на встрече митрополита Тобольского и Тюменского Димитрия с учащимися школы № 44, меня удивило, что старшеклассники так и не смогли найти в школе никого, кому можно довериться и спросить о самом сокровенном. Страшно и то, что даже дома ребенок не может об этом спросить, потому что нет доверительных отношений с родителями».

Подробный психологический портрет типичного ребенка-агрессора нарисовала детский психолог Александра Гира. По ее мнению, подростки, склонные к агрессии, чаще всего являются жертвами жесткого обращение в семье. «Такие дети, как правило, вырастают в среде, где кулак все доступно и понятно объясняет, — считает психолог. — Дети не могут ответить родителям, потому что их мнение в семье ничего не значит. Поэтому они вымещают свою злость на тех, кто слабее и не может дать отпор».

Агрессивными бывают также подростки, которые остаются без родительского внимания, добавила психолог. Такие дети встречаются и в благополучных семьях, где все, казалось бы, хорошо, только родители постоянно заняты работой. А их дети не останавливаются ни перед чем, чтобы привлечь внимание родителей.

В свою очередь Алина Князева добавила, что все три участницы конфликта воспитываются в неполных семьях, без отцов. При этом, общаясь с родителями еще до конфликта, социальный педагог предлагал им услуги психолога, но получил отказ. Получается, родителей предупреждали, но они не отнеслись к этому всерьез.

Председателя общественного совета при УМВД Тюменской области Александра Петрушина больше всего возмутило, что ребенка избили прямо в учебном заведении. «Школа в сознании детей перестала быть святым местом, — пояснил он. — Я с горечью это констатирую как бывший учитель. Ведь территория школы — это последний рубеж обороны, дальше отступать уже некуда».

Кстати, судьба провинившихся девочек уже решена — уголовное преследование им не грозит. Старший помощник прокурора Тюменской области по надзору за исполнением законов о несовершеннолетних Екатерина Тютюник пояснила, что девочки совершили общественно опасное деяние, но их действия не подпадают под уголовную статью.

«Слушайте воздух»

От случая в 33-й школе участники круглого стола перешли к обсуждению проблемы в целом. Ведь совершенно ясно, что эта драка — не единственная, и нужно понять, кто и каким образом должен предотвращать межличностные конфликты в школах: классный руководитель, социальный педагог, психолог, директор школы или родители.

Председатель Тюменского областного родительского комитета Андрей Добрынин согласился с теми, кто ругает систему образования за недостаточное внимание к воспитанию детей. Примеров много. Был случай, когда родители просили общественную организацию вмешаться в дела школы, чтобы «поставить на место второклассника». Получается, если в школе не могут найти управу на восьмилетнего мальчугана, который уже порядком надоел не только детям, но и их родителям, то что говорить о 16-летних хулиганах! Им, наверное, в школах вообще боятся замечания делать, возмущается Андрей Добрынин. Может быть, уже пора начинать завинчивать гайки?

Тем не менее позиция представителей образования и правоохранительных органов остается непоколебимой: школа — не карательный орган. К примеру, ректор Тюменского областного государственного института развития регионального образования Ольга Ройтблат заметила, что ситуация, когда второклассника таскают к директору, вообще абсурдна. «Сегодня его к директору повели, завтра — к прокурору, а послезавтра куда? — задается она вопросом. — Не стоит забывать, что у нас большое количество детей с заболеваниями, о которых мы не знаем. Кому-то нужен просто психолог, кому-то — медиатор. Это направление как раз развивает наш институт. Я уверена, что к каждому ребенку специалисты могут найти индивидуальный подход».

По мнению Ольги Ройтблат, отчитать перед всеми ребенка, а заодно и его маму, не так уж и трудно. При этом ребенок испытывает унижение, и когда на следующий день приходит в школу, он ненавидит всех. Совершенно ясно, что такая профилактика не работает. Да и психолог не поможет. Предотвратить конфликт способен только хороший классный руководитель, который все видит и слышит.

По словам Екатерины Тютюник, родители нередко жалуются в прокуратуру и требуют убрать из их класса «этого ребенка», потому что он всем мешает, всех терроризирует. Очевидно, те, кто пишет письма в прокуратуру, надеются, что горе-ученика, который мешает всем остальным, отправят в спецшколу. А зря. Решение о направлении в спецшколу принимается судом с обязательным участием прокуратуры. При этом спецучреждение для ребенка — не наказание, а шанс избежать реального тюремного срока, шанс вырвать его из преступной среды. «Поведение детей, которые живут в нормальных семьях, должно корректироваться обществом — их родителями и неравнодушными педагогами», — уверена Екатерина Тютюник.

С теми же, кто говорит, что раньше в школах не было такой агрессии от детей, как сейчас, готов поспорить Андрей Степанов. По его мнению, если сравнивать сегодняшние школьные дни с советскими временами, то сейчас таких проявлений стало гораздо меньше, потому что в целом люди стали гуманнее. Андрей Степанов также считает, что спецшколы — это не выход. «Единственный способ — продолжать воспитывать родителей, педагогическую общественность и, конечно, детей, — уверен детский омбудсмен. — Альтернативы нет».

Вот уже 14 лет директор школы № 70 Лидия Русакова говорит своим классным руководителям: «Слушайте воздух, слушайте воздух». Ее школа считается одной из лучших, на нее равняются и берут пример руководители других учебных заведений. «Слова, фразы детей — на них всегда нужно обращать внимание», — уверена она. Для предотвращения конфликтов между учениками в школе на этажах дежурят педагоги с психологическим образованием, созданы советы профилактики и примирения.

«Если случается конфликт, нужно понимать, что разбирать его при всех в школе — это нарушение прав ребенка, — пояснила Лидия Русакова. — Знаете, что лучше всего работает? Когда что-то случается, я усаживаю у себя в кабинете всех участников конфликта и их родителей. При закрытых дверях мы говорим о том, кто и что совершил, и приходим к согласию. Что касается общественного порицания, то есть случаи, которые лучше не афишировать, а если рассказывать, то не называя имен. После каждого инцидента я провожу собрания по параллелям и рассказываю детям о том, что у нас произошло ЧП. Девочки как-то решили проверить, как в школе работает пожарная сигнализация, и подожгли бумагу. К счастью, до пожара не дошло. Я показываю всем остальным безнравственность этого поступка, который мог закончиться очень печально. Четыре раза в год провожу общешкольные родительские собрания, встречаюсь со всеми родителями. Уверена, что в первую очередь работать надо именно с ними».

Цените критиков

Председатель общественной организации «За безопасное детство» Андрей Крамарский поднял еще одну тему — родители и учителя, по сути, говорят на разных языках. Он попросил совета у опытных директоров школ: как стереть грань непонимания между ними? Эту грань можно увидеть в соцсетях после каждого резонансного случая — школа винит родителей, родители — школу.

Лидия Русакова признала, что проблема существует. «Действительно, нам нужно переходить к диалогу с родителями, — отметила она. — Главными в общении с ними должны стать классные руководители, все в их руках. Первое, что я сделала, как только начала работать в школе, запретила учителям кричать на детей. В свое время уволила всех, кто повышал голос на ребенка. Потом провела много собраний с родителями, чтобы убедить и их не кричать на своих детей, потому что агрессия передается детям».

В свою очередь Ольга Ройтблат посоветовала директорам не бояться тех, кто все время жалуется и указывает на недостатки. Именно такие родители на самом деле являются настоящими союзниками.

Урок в тюрьме

На основе опыта Ольга Ройтблат также дала совет учителям и родителям, как быть с детьми, которых становится трудно воспитывать: «С детьми нужно говорить как можно чаще, их не надо постоянно воспитывать, ругать, их надо слышать, принимать такими, какие они есть, а как раз этого мы делать и не умеем. Я вспоминаю школу в районе Маяка, где у нас было много проблемных детей, с родителями очень сложно общались. Мы посадили детей в автобус и повезли их в тобольскую тюрьму. Мне тогда говорили, что это было непедагогично, что я травмировала психику детей. Тем не менее после экскурсии на много лет у меня снялись все проблемы с дисциплиной, потому что мы показали детям перспективу — что может быть, если не поймешь и не остановишься. До сих пор уверена в том, что правильно поступила. Какими бы непутевыми ни были родители ребенка, все равно мы должны верить в него. Уверена, что дети должны ошибаться, а где еще им ошибаться, если не в школе?»

Крик души

Чем дольше шло обсуждение, тем эмоциональнее становились высказывания выступающих. Ведь все были заинтерсованы в том, чтобы не просто поговорить, а прийти к определенным выводам. По мнению детского психолога, прежде чем что-то требовать друг от друга, и родители, и педагоги должны четко определить свои задачи по отношению к детям. Тогда и не будет взаимных обвинений в случае, когда в школе происходит какой-то инцидент. К счастью, ученики редко попадают из школы в больницу с черепно-мозговой травмой. Чаще всего дети получают психологические травмы, подвергаясь давлению, унижению со стороны агрессивно настроенных подростков. А это еще опаснее.

«Каждую неделю мне приходится общаться с детьми, у которых изрезаны руки, потому что они не умеют справляться с давлением в классе, — эти слова Александры Гира прозвучали, как крик души. — У таких детей нет поддержки со стороны родителей, нет поддержки со стороны сверстников, нет понимания того, насколько все это далеко зашло, и у педагогов. Таких случаев действительно много. Поэтому задача школы, учителей, родителей стоит в том, чтобы не только успокоить агрессивных детей, но и обращать пристальное внимание на тех, кто становится грушей для битья».

Ольга Ройтблат высказалась за то, чтобы обучить руководителей школ, учителей и родителей элементарным основам профилактики межличностных конфликтов, и обучать нужно на конкретных примерах. А Лидия Русакова предложила проводить в начале учебного года в школах тренинги для родителей. Такой опыт у них уже есть, им можно воспользоваться. А скорее даже нужно. Ведь ничего не мешает тиражировать положительный опыт во все школы. В этой связи Андрей Степанов заметил, что как бы ни ругали объединение школ, оно пойдет только на пользу, потому что укрупненные учебные заведения под свою опеку берут опытные руководители.

Неудобно на сайте? Читайте самое интересное в Telegram и самое полезное в Vk.
Последние новости
В реке Ишим уровень воды начинает снижаться
В реке Ишим уровень воды начинает снижаться
Волна движется дальше по течению.
#новости Тюмени
#Тюмень
#Тюменская область
#губернатор
#Александр Моор
#паводок
#Ишим
#Ишимский район
На лодочной переправе в Ишимском районе круглосуточно дежурят медики и спасатели
На лодочной переправе в Ишимском районе круглосуточно дежурят медики и спасатели
Все подтопленные населенные пункты обеспечены водой и продуктами питания.
#новости Тюмени
#Тюмень
#Тюменская область
#Ишим
#Ишимский район
#Казанский район
#паводок
#медицина
#здравоохранение
#население
#спасатели
В Тюменской области более двухсот сотрудников полиции круглосуточно следят за подтопленными населенными пунктами
В Тюменской области более двухсот сотрудников полиции круглосуточно следят за подтопленными населенными пунктами
Всего задействовано более 230 сотрудников полиции и 70 единиц техники.
#новости Тюмени
#Тюмень
#Тюменская область
#Ишим
#Ишимский район
#паводок
#полиция
#ДПС
#УМВД
#МВД
#Казанский район
#Викуловский район
28 апреля в Тюмени пройдет форум "Семья"
28 апреля в Тюмени пройдет форум "Семья"
Специалисты расскажут обо всех льготах и выплатах, а няни поиграют с детьми.
#новости Тюмени
#Тюмень
#Тюменская область
#дети
#родители
#форум
#семья
#образование
Операторы горячей линиии по вопросам паводка в Тюменской области приняли более трех тысяч звонков
Операторы горячей линиии по вопросам паводка в Тюменской области приняли более трех тысяч звонков
Днем на линии работают до 20 операторов, ночью - три человека.
#новости Тюмени
#Тюмень
#Тюменская область
#паводок
#горячая линия
#122
#оператор
#звонок
#оповещение