Dipol FM | 105,6 fm

Как работает профориентация в школе

Современная система образования пытается помочь ребенку с выбором жизненного пути уже в средних классах.

_Профориентационная работа в школе — направление в Тюмени не новое, в том или ином виде существует с середины 1990-х годов, однако каждый год оно совершенствуется. В нынешнем учебном году связь школа-вуз-предприятие станет более тесной, кроме того, выбор профилей для старшеклассников будет богаче — впервые набирается спортивно-педагогический класс._

Главное — знакомство с профессиями

Существенное отличие современного понимания профориентационной работы в школе заключается в ее нацеленности не на выбор конкретной профессии каждым учеником, а на формирование универсальных качеств у детей, позволяющих осуществлять сознательный, самостоятельный профессиональный выбор.

Директор департамента образования администрации Тюмени Вячеслав Воронцов рассказал, какова главная цель профориентации: «Речь не о том, что в седьмом классе ребенок должен понять, что он будущий строитель или стоматолог. Мы должны донести до ребенка, что можно выбрать для себя профессию из множества специальностей, но при условии, что ты изучал специальные предметы. Мы хотим показать ребятам учебные заведения, в которых они могли бы обучаться, а также познакомить с широким спектром профессий».

По словам Вячеслава Воронцова, в общеобразовательных учреждениях Тюмени профессиональной ориентации школьников отводится новая роль. «В школах созданы условия для психолого-педагогической поддержки молодежи в ее профессиональном самоопределении, помощи в выявлении профессиональных интересов, склонностей, определения реальных возможностей в освоении той или иной профессии, успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда», — отметил он.

Уже в школьные годы ребята должны представлять, где они могут продолжить учебу после школы, а затем работать. Так, если школьника интересует химия и биология, то он должен познакомиться минимум с тремя тюменскими вузами — классическим, аграрным и медицинским университетами. Каждый вуз имеет мощных партнеров, готовых принять на работу выпускников. Подростки смогут побывать на этих предприятиях, чтобы лучше представлять все многообразие профессий.

Елизавета Лапшина, мама семиклассницы: «Эффективным инструментом профориентации я считаю непосредственное посещение рабочих мест, когда дети видят, как все происходит в реальности: если ты хочешь быть врачом, то должен понимать, что это работа не как у доктора Быкова, а немощные старики в памперсах. Разделение по профильным классам в школе не считаю важным или значимым, потому что этот выбор делают родители, и есть какой-то искусственный ажиотаж попасть именно в математические классы. Мне кажется, важнее выделять „классы одаренных“, но и они нужны не в каждой школе, так как таких детей не очень много. Школа прежде всего — полное общее образование, база, которой должны обладать все, и на которую потом ложатся углубленные знания».

Вячеслав Воронцов сообщил, что в рамках внеучебной деятельности одной из наиболее распространенных форм профориентационной работы должны быть экскурсии. Они могут проводиться как по инициативе общеобразовательных учреждений, так и по инициативе управления лицензирования и регулирования потребительского рынка Тюменской области.

От игр к занятиям с преподавателями вуза

Школам в вопросах профориентации своих учеников предоставлена свобода действия: каждое общеобразовательное учреждение самостоятельно выбирает подходы, формы, методы выявления интересов и склонностей учащихся в различных сферах познавательной и профессиональной деятельности. На основании полученных данных в ряде учреждений формируются классы углубленного изучения отдельных учебных предметов.

Чтобы понять, как это происходит на практике, мы рассмотрели опыт тюменской общеобразовательной школы № 22. Директор учебного заведения Ольга Максимова рассказала, что до седьмого класса в школе сделан упор на русский язык и математику как на основные предметы, однако ФГОС, по которым и учатся пятиклашки, построен таким образом, чтобы выявлять интересы детей и предлагать им дополнительное образование, отвечающее их интересам. В работе в большей степени используются игровые технологии, в том числе и при организации профориентационной работы: квесты, увлекательные мастер-классы, деловые игры.

«Мы даем детям возможность углубиться в творчество, искусство, но как такового предпрофильного обучения в пятом классе еще нет. Однако у нас создан пятый класс, где математике отводится особое место», — рассказала Ольга Максимова.

Татьяна Непочатых, мама пятиклассницы: «Я против разделения в пятых классах на профили, думаю, что еще рано говорить о приоритете какого-то одного направления, поскольку в этом возрасте дети должны получать всесторонние знания и навыки, а вот в старших классах, десятом и одиннадцатом, обучение в профильном классе считаю просто необходимым, чтобы подростки не тратили зря время и готовились к сдаче экзаменов, нужных для поступления в вуз, и в итоге приобрели профессию, отвечающую их интересам».

Как правило, предпрофильная подготовка в общеобразовательных школах начинается с седьмого класса. В среднем звене у школьников четче вырисовываются предпочтения, например, ребенок увлечен биологией и, возможно, свяжет свою жизнь с медициной, логично, что он выберет это направление в качестве дополнительного. В школе работают кружки, которые ведут учителя-предметники.

По словам Ольги Максимовой, в школе № 22 в девятом классе начинается серьезная подготовка к профильному обучению. Ребятам дается дополнительный час на углубленное изучение предмета и предлагается шесть элективных курсов по таким предметам, как обществознание («Правовое сознание»), физика («Физический эксперимент»), химия («Металлы в окружающей среде»), биология («Основные вопросы биологии»), информатика («Секреты компьютерной графики»), география («Основные вопросы географии»).

Ольга Максимова пояснила: «Этот час дети выбирают дополнительно к основным урокам, они сами решают, какой предмет углубленно хотят изучать, но в любом случае им обязательно нужно сделать выбор. Таких, кто не посещает курсы, быть не может. Даже если курс выберет один человек, преподаватель будет с ним заниматься. За год можно изучить до двух курсов — полгода заниматься одним, полгода — другим, на каждый отведено по 17 часов».

В 10 и 11 классах организовано профильное обучение. Всего в городе открыто девять различных направлений, в школе № 22 их шесть. В новом учебном году подготовка ведется по социально-экономическому профилю, где углубленно изучаются обществознание, экономика и право; социально-гуманитарному (русский язык, обществознание); физико-математическому (физика и математика); химико-биологическому (химия и биология); информационно-технологическому (математика, ИКТ); спортивно-педагогическому (физкультура, основы психологии и педагогики, биология).

«Последнее направление — новое для школы. Такой класс набирается впервые, администрация учла интересы родителей и детей, — сообщила Ольга Максимова. — Созданы все условия для реализации программы — рядом с нашей находится спортивная школа, мы располагаем собственным современным стадионом, помещением с теннисными столами, тренажерным залом, спортзалом, кроме того, у школьников есть возможность заниматься в легкоатлетическом манеже».

Отметим, что спортивно-педагогический класс новый не только для школы № 22, но и для других учебных заведений города.

Самый популярный класс в школе № 22 — физико-математический, и это отражает общегородскую тенденцию, полностью укомплектован социально-экономический класс. Желающих изучать химию и биологию меньше, а поэтому сформирована группа, которая будет обучаться в общеобразовательном классе с посещением профильных предметов по собственному расписанию. Такая же ситуация с информационно-технологическим направлением.

Школа начинает работу с вузами. «Мы собираемся привлекать педагогов высших учебных заведений для работы с нашими ребятами, поскольку преподаватели знают специфику обучения в институтах и университетах, помогут выпускникам сориентироваться — какие же требования предъявляются к знаниям студентов», — отметила директор школы.

Она заверила, что старшеклассники могут менять профиль в зависимости от того, как меняются планы на жизнь. Классы создаются исходя из интересов детей и родителей, это самый важный критерий для открытия того или иного направления.

Не ошибиться с профилем

Ежегодно количество учащихся старших классов, входящих в программу профильного обучения, увеличивается. В прошлом учебном году классы по различным направлениям выбрали 4 тыс. 50 человек, что составляет 60,3% от общего количества старшеклассников, из них около 47% отдали предпочтение классам физико-математического и информационно-технологического профилей.

Интерес школьников к техническому направлению растет, однако до сих пор, по словам Вячеслава Воронцова, присутствует некоторый диссонанс. «Профильных классов мы набираем в достаточном количестве, но порой сами профили не соответствует тем запросам, которые существуют в настоящее время в региональной экономике, — сообщил директор департамента. — Приведу один пример: большой популярностью у ребят пользуется социально-гуманитарный класс, в то время как есть большой запрос на специалистов технической отрасли, а количество профильных классов по этому направлению и ребят, которые туда идут, значительно меньше. В итоге на места в вузы на социально-гуманитарные направления формируется колоссальный конкурс. Что касается поступления на технические специальности, здесь примерно одинаковое количество бюджетных мест и тех, кто обучается в технических классах. Нужно понимать, что контрольные цифры для поступления формируются не просто так, а в соответствии с тем запросом, что существует в экономике. Химико-биологический профиль в школах востребован ежегодно примерно у 350 человек в Тюмени, а вузы региона могут предложить около тысячи бюджетных мест».

По мнению Вячеслава Воронцова профориентационную работу в школах необходимо строить с учетом потребности современного рынка труда, чтобы школьники могли получить профессии, востребованные в нашем регионе.

Неудобно на сайте? Читайте самое интересное в Telegram и самое полезное в Vk.
Последние новости
В Абатском районе сквозь дамбу просочилась вода
В Абатском районе сквозь дамбу просочилась вода
Работы по устранению протечки будут длиться всю ночь.
#новости Тюмени
#Тюмень
#Тюменская область
#паводок
#Абатский район
#дамба
#губернатор
#Александр Моор
В Тюмени пройдут межрегиональные соревнования по спортивной аэробике
В Тюмени пройдут межрегиональные соревнования по спортивной аэробике
Участниками станут более 400 спортсменов.
#новости Тюмени
#Тюмень
#Тюменская область
#соревнования
#чемпионат
#спорт
#гимнастика
#аэробика
Владимир Якушев: В беде никого не бросим
Владимир Якушев: В беде никого не бросим
Полпред вместе с губернатором Тюменской области и главой Минстроя России встретился с жителями Ишима.
#новости Тюмени
#Тюмень
#Тюменская область
#паводок
#Викуловский район
#дамба
#вода
#полпред
#Владимир Якушев
#губернатор
#Александр Моор
#Ишим
#Ишимский район
В Абатском районе сотрудники полиции работают в усиленном режиме
В Абатском районе сотрудники полиции работают в усиленном режиме
На месте развернули передвижной оперативный штаб.
#новости Тюмени
#Тюмень
#Тюменская область
#паводок
#полиция
#ДПС
#УМВД
#МВД
#Абатский район
На форуме «Мой бизнес как семья» выступили сильнейшие женщины-предприниматели Тюмени
На форуме «Мой бизнес как семья» выступили сильнейшие женщины-предприниматели Тюмени
Форум прошел сегодня в музее им. И.Я.Словцова и стал мощным кейсом развития женского бизнес-сообщества.
#женщины
#предпринимательство
#бизнес. форум
#экономика
#Союз женщин России
#Наталья Шевчик
#Лариса Невидайло
#Анна Харченко
#музейный комплекс им. Словцова
#новости Тюмени