Именно здесь успешно применяют верботональный метод реабилитации.
Люди с различными нарушениями слуха со всей страны стремятся попасть не только в ведущие столичные центры, но и в Тюменскую область. Именно здесь на базе АУ СОН ТО «Центр медицинской и социальной реабилитации «Пышма» уже четвертый год успешно применяют верботональный метод реабилитации. Об этом пишет «Тюменская линия».
Его внедрение в России началось в 70-х годах прошлого века. Первый опыт апробации педагогической системы был проведен в проблемной научно-исследовательской лаборатории по реабилитации слуха и речи Первого Ленинградского медицинского института (ныне СПМГУ) им. академика Павлова. В 1998 году для объединения усилий специалистов и развития верботональных центров в России был создан верботональный союз. К настоящему времени в Российской Федерации организовано более 20 реабилитационных центров.
С 2013 года благодаря специальному оборудованию и высококлассным специалистам уже и в Тюменской области, в центре «Пышма», начали применять данный метод. За 4 года работы овладеть новыми инструментами для взаимодействия с миром смогли свыше 200 человек со всей страны — по 50 в год.
На базе центра развивают голос — это очень важно, потому что дети молчат, голосовой аппарат не работает. Они даже не понимают, что это такое. «И вот именно здесь мы вызываем его и делаем естественным. Это очень важно, чтобы при произношении был максимально естественный голос, внятная, членораздельная речь, — пояснила сурдопедагог. — Также все дети или взрослые, у которых появились нарушения слуха, и все дети с нарушенным слухом в начале реабилитации обязательно должны работать с помощью этого аппарата. Это может повысить эффективность реабилитации в разы».
Работа начинается через тело. Ребенок понимает, что произносит звук на уровне вибраций. Принцип работы аппарата достаточно прост: навык слушания начинает развиваться с вибрации на низких частотах. «Мы начинаем через тело, к столу подключаем вибратор и через него посылаем импульс от голоса. В результате ребенок понимает, что если произносится какой-то звук, то возникает какое-то движение, вибрация. Он это чувствует и начинает делать это самостоятельно, — рассказала Марина Вятчина. — У него развиваются и голос, и навык сосредоточения: сначала телесного, а потом и слухового. С помощью этого аппарата формируется условно-двигательная реакция. После происходит переход от стола к более сложному этапу».
В качестве примера специалист привела такой случай: «К нам в марте 2017 года поступила девочка на реабилитацию. Операцию по имплантации она перенесла в декабре 2016 года. Мы познакомились с молчащим, неговорящим, ни на что не реагирующим ребенком. Здесь потребовалось два курса реабилитации. Для того, чтобы она, как мы говорим, „зазвучала“. Чтобы раскачать и сформировать — необходимо не два или три занятия. Нужно гораздо больше. Вот эта девочка у нас зазвучала через два курса реабилитации».
Если у ребенка нарушен лишь слух, и нет других патологий, то вполне реально услышать от него первые слова уже через полгода.
Сейчас девочка закончила третий курс и теперь звучит, говорит, слушает, сосредотачивается. Она начала общаться на уровне своих возможностей. «Скорость появления первых успехов зависит от наличия иных патологий. Если нарушен только слух, а все остальное у ребенка в норме, то эффект наступает очень быстро, — поделилась сурдопедагог. — Этой девочке в сентябре исполнилось три года. К нам она поступила в 2 года и 7 месяцев».
_Кто может пройти реабилитацию в «Пышме»?_
Все дети или взрослые, у которых появились нарушения слуха, а также все дети с нарушенным слухом при реабилитации, в начале реабилитации, обязательно должны работать с помощью этого аппарата. Это может повысить эффективность реабилитации в разы. Для того чтобы приехать в центр, нужно обратиться в департамент социального развития Тюменской области или в центр социального обслуживания населения. Если у ребенка есть статус инвалида по слуху, значит он может получить путевку. Также можно посетить центр и за счет собственных средств. У него есть сайт в Интернете, можно обратиться посредством него или просто позвонить.
«Для дальнейшего развития нам в кабинете необходима fm-система. Это устройство, которое передает звук прямо в ухо ребенку со слуховым аппаратом, поделилась планами на будущее сурдопедагог. — Он слышит все, что произносит партнер, без помех. Сейчас активно ведутся разговоры о том, чтобы в школах, где есть ребенок с нарушенным слухом, во всех классах устанавливать такие системы. Это очень удобно: ребенок приходит, переключает на слуховом аппарате режим и подключается к системе. Все, теперь голос учителя поступает ему прямо в ухо. Нет отражения от стен, нет реверберации, нет ничего. Вот мы с вами находимся в достаточно шумном помещении. Здесь множество звуков, но мы умеем с вами слушать в таком многообразии. А ребенок с нарушенным слухом здесь бы ничего не услышал. Также и в школьном классе — с такой системой ему будет проще. Их можно устанавливать в актовых залах, в концертных залах, детских садах. Да их везде надо устанавливать! Но это стоит немалых денег. Нам в центр такая система также очень необходима, поэтому если появится спонсор, кто подарит нашим детям такую вещь — это будет прекрасно».