Здоровая оценка: как общественники помогают медицине

Автор: Ольга Никитина

Зачем нужен общественный совет, и чем он помогает врачам и пациентам.

Grey

В 2013 году при департаменте здравоохранения Тюменской области создан общественный совет. В тот год по инициативе президента России советы появились у самых разных федеральных и региональных ведомств. Такие экспертные группы призваны обеспечить защиту интересов различных слоев населения.

В первый состав совета при департаменте здравоохранения вошли более 20 профильных специалистов – главные врачи, их заместители и пенсионеры здравоохранения. Однако по прошествии лет представления о работе общественного органа изменились. Сейчас сотрудники подведомственных департаменту учреждений не могут входить в совет. Кроме того, сократился и состав — до девяти человек. Общей для них является активная жизненная позиция, позволяющая все свое время посвящать общественным делам.

Председателем нынешнего совета назначен президент некоммерческого партнерства «Ассоциация частной медицины Тюмени» Валерий Щукин. Он в совете с самого начала. По его словам, изначально общественникам пытались делегировать функции «советчиков», но время выработало свои критерии, и главными задачами стали анализ выпускаемых департаментом документов, оценка качества медицинской помощи и работа с пациентами.

Малые, но важные победы

Существенный пласт работы совета – анализ деятельности департамента здравоохранения. «Конечно, не всегда к нашему мнению прислушиваются, но это, в общем, нормально», – считает Валерий Щукин и приводит пример: выпускаемые постановления тщательно готовятся с помощью юристов, но порой мнение общественников может оказать свое влияние. Был прецедент, когда департамент выпустил приказ о направлении к узким специалистам. Но пациенты частных клиник, которым установили, например, онкологический диагноз, не могли попасть в профильное учреждение бесплатно. Тогда совет обратился в департамент – согласование было долгим, но оно того стоило. Человек, который идет в частные клиники, не перестает быть гражданином Российской Федерации и претендовать на бесплатную помощь. Департамент документ изменил, проблема была решена.

Совет поднимал вопрос о завышенных сроках ряда лицензионных требований для медицинских учреждений. По этому поводу департамент пока ничего не ответил – все-таки вопрос федерального уровня. Тем не менее, он готов сократить сроки обработки документов на подачу медицинской лицензии при определенных условиях почти в два раза. Это еще одна небольшая, но важная победа.

Практически ежегодно главные специалисты разных отраслей медицины отчитываются перед советом о работе. «Это любопытно и отчасти стимулирует медиков к осознанию, чем они занимаются. Ведь рассказывать об этом нужно не врачам, а общественникам», – полагает Валерий Щукин. У членов совета состоялся серьезный разговор с руководителем службы скорой помощи, с главным неврологом и главным эндокринологом области. Некоторым членам совета, которые не имеют отношения к медицине, было интересно узнать, как все организовано изнутри.

Честные ответы

Долгое время основной задачей совета оставалась независимая оценка качества оказания медицинской помощи. Сейчас эту функцию передают Общественной палате Тюменской области. «Я считаю, что это не совсем верный термин – общественники не могут оценить качество медицинской помощи, – уверен Валерий Щукин. – Открыть историю болезни и советовать, какое лекарство назначать – не наша задача. В оценку, скорее, должно входить использование врачом своего положения и времени, доступность помощи и условия, созданные для пациентов, их информированность. Но контролировать врача, держа его за руку, – не наше дело».

Оценка качества оказания помощи проводилась через анкетирование пациентов. Опросники размещались на сайтах лечебных учреждений. Хотя, по мнению Валерия Щукина, первый из разработанных вариантов анкеты получился не слишком удачным. Сомнения, например, вызывал вопрос: «Вовремя ли вам оказали медицинскую помощь?». «Как пациент может оценить, вовремя это произошло или нет? Какими критериями он должен руководствоваться? Такая оценка слишком субъективна», – считает Валерий Щукин.

Потом анкета много раз анализировалась и менялась. После первого года ее использования выяснилось, что нельзя сравнивать ответы пациентов поликлиник и стационаров. Элементарно несопоставимы даже сроки оказания помощи. Если плановая госпитализация может быть проведена в течение двух недель, то на экстренную помощь нужно всего два часа. И сравнивать их довольно некорректно. Анализ анкет позволил, наконец, выработать наиболее удачный вариант, который содержит несколько разделов – амбулаторный, стационарный и санаторный. Вопросы для каждого блока имеют свою специфику.

Результаты анкетирования выявили лидеров по качеству обслуживания в Тюменской области. Меньше всего нареканий в прошлом году получили госпиталь для ветеранов войн и заводоуковская больница. При этом члены общественного совета отдают себе отчет, что в разных лечебных учреждениях потоки пациентов разные. Если 100 опрошенных в Заводоуковске – это 2–3 дня исследований, то в большой городской больнице такое количество человек можно опросить за два-три часа. По мнению Валерия Щукина, в подобную оценку необходимо вводить и другие критерии: насколько люди, живущие на той или иной территории, удовлетворены медицинской помощью.

Хождения по коридорам

Одним из видов проверки остаются визиты в лечебные учреждения региона. Несколько раз проводилась акция «Тайный покупатель» – агенты общественников пытались записаться в лечебные учреждения, чтобы оценить возможность, удобство и доступность записи. «Проверка не может быть внезапной. Наш поход в клинику всегда сопровождается кем-то из департамента. Поэтому картина не всегда объективная. Кто-то готов в такой ситуации высказать свое мнение, а кто-то предпочитает промолчать», – рассуждает Валерий Щукин.

Главные врачи в большинстве своем реагируют на хождения общественников по коридорам больниц и на их каверзные вопросы довольно спокойно. Совету еще не встречался ни один руководитель, который бы не знал о слабых местах своего лечебного учреждения. Валерий Щукин рассказал о таком случае: каждую неделю по четвергам в одной из поликлиник образовывалась большая очередь, поскольку в этот день часть участковых врачей выезжала на предприятия. Конечно, главный врач был в курсе происходящего, но, видимо, люди не слишком активно жаловались, поэтому все спускалось на тормозах. И приезд общественников стал своего рода катализатором для изменения ситуации. После этого по четвергам в поликлинике начали адекватно распределять потоки.

Не так давно члены общественного совета посетили наркологическую, противотуберкулезную и психиатрическую службы Тюменской области. Впервые в ходе поездок департамент попросил общественников поговорить не только с пациентами, но и с коллективами. «Сотрудники медучреждений – тоже люди, они так же могут обратиться к нам по разным вопросам. Например, если их не слышит руководство или условия их работы не соответствуют требованиям законодательства. В рамках общественного контроля мы можем помочь», – убежден Валерий Щукин.

Основная проблема, которую жарко обсуждали в лечебных учреждениях в последние годы, – изменение правил записи к узким специалистам. С 1990-х каждый гражданин сам определял, к какому врачу пойти. Однако в 2015 году государство поменяло правила, и центральной фигурой стал терапевт. Попасть на прием к узкому специалисту можно только через него. В связи с этим поступало много нареканий. Также замечания касаются поставок лекарственных препаратов, предоставляемых бесплатно. Например, в аптечном киоске при больнице нужных препаратов нет, приходится ждать. Здесь, считают в общественном совете, проблема не во враче, а в управленцах, которые не могут обеспечить своевременную поставку.

А еще неудобство пациентам приносило отсутствие грамотной маршрутизации и беготня по кабинетам – за подписью, за бумажкой, за направлением. Такие неудобные «многоходовки» могли быть решены с помощью грамотного управления. И главные врачи общественников услышали.

В городе и на селе

Совет наблюдает не только за городскими медицинскими учреждениями, но и отправляется в районы. По мнению Валерия Щукина, люди на селе иначе относятся к своему здоровью, нежели горожане. «Там до сих пор распространено такое отношение: «Со своим здоровьем я могу делать что угодно – кто-то должен прийти и меня вылечить». Мол, за свое здоровье отвечаю не я, а кто-то в белом. Люди хотят прийти и сразу получить решение проблемы. При этом они ждут до последнего и обращаются за помощью, когда уже совсем невтерпеж», – говорит председатель общественного совета.

При этом на селе нет того выбора специалистов, который есть в городе. Узкие специалисты работают там несколько раз в неделю. Это не слишком удобно: человек заболел, а к врачу может попасть только дней через пять. Да, держать высококвалифицированного медика ради 2–3 приемов в неделю неправильно. Но нужно решать такие проблемы и выстраивать логистику, уверен Валерий Щукин.

Селяне в меньшей степени пользуются достижениями прогресса, в том числе услугами электронной записи. Хотя именно она помогает снять неудобства для пациентов. Но возникает другая проблема, считает Валерий Щукин, ведь сама система здравоохранения не всегда работает по новым правилам. «Человек приходит к назначенному времени, а врач занят, он работает по старинке. Нужно менять систему обслуживания пациентов не только внешне, но и внутренне, следить за тем, чтобы люди поддерживали установленный режим работы», – подчеркнул Валерий Щукин.

Как обратиться

Работа с обращениями пациентов – еще одна важная функция общественного совета. Сюда приходят и пишут пациенты, их родственники, которые не смогли самостоятельно решить проблему, связанную со здравоохранением. В прошлом году обратились шесть человек. На действия общественников чиновники реагируют довольно быстро, и четыре вопроса были закрыты по одному звонку.

Совет в силах решить проблемы, касающиеся администрирования лечебного процесса. Однако непосредственно медицинские вопросы – не та сфера, где общественники чувствуют свое право вмешиваться. «Мы не ответим, правильно вас лечили или нет», – предупреждает Валерий Щукин. При этом в общественный совет можно обращаться практически по всем вопросам, касающимся взаимодействия с медициной, если человек считает, что его обманули, если ему не предоставили информации, что-то неправильно объяснили, если он столкнулся с грубостью и хамством.

Люди, нуждающиеся в помощи, находят контакты на официальном портале органов государственной власти. Контактные данные для связи и обращения в общественный совет: телефон – 28–09–56, e-mail: gdvovst@yandex.ru.

По мнению Валерия Щукина, сейчас исполнительная власть стала задумываться, куда вкладывать деньги. Не всегда вложения должны идти на покупку дорогостоящего оборудования. Более активно необходимо решать вопросы с организацией процесса оказания медицинской помощи. «Важно, чтобы человеку было удобно в системе здравоохранения. Пациенту все равно, кто оказывает ему помощь, главное, чтобы его проблему решили», – отметил Валерий Щукин.

По его словам, и государство должно быть честным с людьми. Не всегда система ОМС покрывает все необходимые расходы на лечение, она ограничена финансово. Нужно об этом говорить и говорить открыто, чтобы люди понимали, на что могут претендовать, что им гарантировано.

Общественный совет, здравоохранение, медицина, тренды

Просмотры: 126

Комментарии

Читать далее