Banner

Как недобросовестные юристы дурачат малоимущих

Автор: Олег Каплин

Составление бесполезных обращений за деньги стало массовым явлением.

Grey

140 обращений от юридических компаний поступило в адрес уполномоченного по правам человека в Тюменской области Сергея Миневцева в 2018 году. Об этом «Вслух.ру» рассказал сам омбудсмен. В массовых обращениях он усматривает признаки недобросовестной деятельности юридических компаний, которые составляют подобные письма от имени граждан и направляют их сразу в несколько инстанций. За эту «юридическую» услугу фирмы берут деньги. При этом есть все основания считать: юристы знают о том, что она заведомо бесполезна.

Первые подобные обращения стали поступать в службу уполномоченного по правам человека в Тюменской области в 2017 году. Уже через год явление стало носить массовый характер. Все подобные обращения, по словам Сергея Миневцева, однотипные и напечатаны в одних и тех же организациях. Как правило, эти юридические компании направляют письма в Пенсионный фонд России, в Фонд социального страхования, на имя уполномоченного по правам человека. Зачастую обращения поступают в структуры, заведомо не уполномоченные решать те или иные вопросы.

В чем тут подвох?

Человек, у которого возникла какая-либо проблема, заходит в интернет и пытается найти пути ее решения. Он набирает в поисковике ключевые слова. Например, «перерасчет пенсии Тюмень юридическая помощь». В топе выдачи поисковика, в числе прочих результатов, обязательно отображаются сайты частных юридических компаний, предлагающих бесплатные консультации, а также помощь в составлении документов, необходимых для обращения в ПФР и другие учреждения. При необходимости юристы обещают оказать услуги в ходе судебных разбирательств.

center

Помощь в составлении документов со стороны юридической компании, как правило, оценивается в сумму 15 тыс. рублей и выше. Расходы на представительство в суде могут оказаться на порядок выше. Для уязвимых категорий граждан – пенсионеров, инвалидов, малоимущих – такие траты оказываются непосильными. Как отмечает Сергей Миневцев, именно малообеспеченные люди чаще всего попадаются на уловки недобросовестных юристов. Между тем, любое обращение в органы государственной власти со стороны граждан ни на одном этапе не требует оплаты.

«Людям, которые к нам приходят, мы объясняем, что они имели право бесплатно обратиться в Пенсионный фонд России или любую другую государственную структуру. Если ответ ПФР человека не устроил, он сам вправе обратиться в суд. Пенсионер или инвалид может также обратиться в прокуратуру, а та, в свою очередь, от имени этого человека выступит в суде. Все заявления пишутся в свободной форме, – подчеркивает омбудсмен. – А недобросовестный юрист, по моему убеждению, всегда знает, что перед ним малоимущий человек».

Частный случай: Житель Югры переехал на юг Тюменской области. На бесплатной консультации в юридической компании его убедили, что его пенсия в размере 19–20 тыс. рублей слишком мала для человека, работавшего на Севере. По оценке юристов, сумма пенсии должна составлять не менее 45 тыс. рублей. Пенсионера подтолкнули к обращению в суд. Свою работу в суде и проезд в Ханты-Мансийск и обратно юристы оценили в общей сложности в 120 тыс. рублей. Человек заплатил эту сумму. Суд оснований для пересмотра размера пенсии не нашел.

center

Причиной распространения подобных случаев служит банальная юридическая неграмотность граждан. Правоохранительные органы отказываются рассматривать подобные ситуации, ссылаясь на свободу договора. Действительно, человек всегда добровольно соглашается на помощь юристов, которая сулит разрешение проблем или выгоду. Однако, если юрист заранее осознает бесперспективность такой помощи, то это значит, что он попросту обманывает своего клиента. Единственный орган, который встает на защиту граждан в таких случаях, – Роспотребнадзор.

По словам заместителя главы регионального управления Роспотребнадзора Андрея Накатаева, в 2018 и 2019 годах в адрес ведомства поступило 48 обращений граждан с жалобами на действия организаций, оказывающих юридические услуги. Их можно разделить на те, в которых потребители не согласны с качеством услуг, и те, где управление усматривает признаки введения потребителей в заблуждение относительно свойств услуги, а именно – бесперспективность иска, либо подготовка обращений от лица потребителей в органы власти, не уполномоченные на рассмотрение проблемной ситуации.

В первом случае управление разъясняет, что у него нет полномочий оценивать качество юридических услуг. При этом ведомство в адрес потребителя направляет образцы либо проекты претензий, исковых заявлений. Во втором случае управление при наличии оснований возбуждает дела об административных правонарушениях (общая сумма штрафов, наложенных на юридические организации в 2018–2019 гг, составила 352 тыс. рублей) и принимает решение об обращении в суд в интересах потребителей. Во всех случаях, когда шла речь о социально уязвимых категориях населения, суд выносил решения в пользу потребителей.

center

Частный случай: Тюменка обратилась в ресурсоснабжающую организацию с просьбой отремонтировать газовое оборудование. Ей отказали в связи с тем, что личное имущество потребитель должен содержать и ремонтировать за свой счет. На бесплатной консультации в юридической компании женщину убедили, что обращение в суд поможет решить проблему. А вот эта услуга уже оказалась платной. Иск в суд был составлен заведомо некорректно. В нем юристы указали, что газоснабжение прекращено по вине ресурсоснабжающей организации. Суд в удовлетворении иска отказал.

Как избежать обмана?

Обращение в органы госвласти не требует специальных познаний. Граждане могут самостоятельно прийти в суд с иском или жалобой. От предложений оказать услуги «юридического» характера по написанию петиций в различные органы государственной власти следует отказываться. В случае, если у человека потребительский спор с продавцом или исполнителем, управление рекомендует в первую очередь бесплатно получить помощь в консультационном центре по защите прав потребителей: Тюмень, ул. Холодильная, 57. Телефон: 567–990 (доб. 3721, 3722).

До заключения с какой-либо юридической организацией договора об оказании услуг гражданам рекомендуют поискать отзывы в интернете на предмет наличия сведений о недобросовестной деятельности фирмы. Андрей Накатаев рассказывает, что неоднократно в адрес управления Роспотребнадзора поступали обращения на деятельность ООО «Префектъ» (ранее ООО «Авангардъ»), ООО «Центр правовой поддержки». Обращения, касающиеся деятельности других организаций, носили разовый характер, что не является показателем недобросовестности.

center

Однако Сергей Миневцев утверждает, что «черный список» больше.

«Проблема в том, что с юристами люди работают на доверии. Как с докторами. В открытом доступе нет исчерпывающей информации, например, про всех терапевтов. Так же и юристу с высшим образованием, который работает в конторе и имеет удостоверение, принято доверять», – отметил Сергей Миневцев.

По его словам, служба уполномоченного по правам человека в Тюменской области пыталась пригласить на встречу руководителей сомнительных компаний, но так и не смогла наладить с ними контакт.

омбудсмен, Роспотребнадзор, юристы, право, юриспруденция, суд, защита прав, статистика, Миневцев, Накатаев

Просмотры: 351

Комментарии