Banner

Как помочь первоклассникам адаптироваться в школе

Автор: Ольга Дерябина

Семь правил, которые помогут родителям.

Grey

В школах Тюменской области закончились праздничные линейки и наступили учебные будни. Особенно волнителен этот период для первоклассников, ведь для них все в новинку: новое заведение, новое окружение, незнакомый преподаватель со своими требованиями, непривычный режим дня. Как помочь им адаптироваться, развить желание учиться, советует Татьяна Максимова, педагог-психолог гимназии №16, участница конкурса «Педагог года – 2019».

«Период адаптации ярко выражен в первую четверть, – говорит Татьяна Анатольевна. – Впрочем даже в течение всего года – это кризисный период семи лет, когда с ведущей игровой деятельности ребенок переходит на учебную. Помимо того, что он попадает в незнакомые обстоятельства, возникает дополнительная психологическая сложность. Родители могут помочь влиться в новую систему».

Инструкция из семи правил поможет справиться с этой задачей.

Правило 1. Составьте режим дня.

Вовремя ложиться спать, хорошо высыпаться, полноценно питаться, поддерживать организм витаминами – эти правила хорошо знакомы родителям, остается не забывать их выполнять.

«Необходимо составить четкий режим дня: во сколько вставать, во сколько садиться за уроки, сколько времени это должно занимать, с какими промежутками чередовать активную и пассивную деятельность, – говорит Татьяна Анатольевна. – В течение дня у детей должно быть время на игры в машинки и куколки, потому что для них это важно. Должно быть время на встречи с друзьями, на то, чтобы побыть одному. Главное, чтобы это было комфортно, не напряжно».

В первом классе лучше отказаться или минимизировать занятия по дополнительному образованию (тут смотрите по характеру ребенка). Оставьте в расписании кружки для души. Спортивные или активные виды деятельности не оставляйте на вечер. Нервная система должна успеть успокоиться до сна.

center Фото: pixabay.com

Правило 2. Помогите организоваться.

Здесь нужно начать с себя. Соблюдайте правила, которые есть в школе. Не критикуйте учителей, администрацию заведения. Это в конце концов может привести к тому, что на первом месте окажутся не знания, а поиск недостатков в процессе обучения.

Поэтому расставьте приоритеты правильно. Если что-то непонятно – поговорите с педагогом, но не нагнетайте обстановку. В первую очередь это скажется на ребенке, который чувствует и понимает, что происходит, и переживает по этому поводу.

Соблюдайте также элементарные вещи: не опаздывайте, контролируйте, чтобы в портфеле было все необходимое для учебы. Такие простые вещи снизят уровень тревоги у детей. Иначе мысли будут далеки от учебы: как зайти в кабинет после звонка; как попросить у соседа нужный карандаш; что делать, если нет нужной тетради и т.д.

Правило 3. Не забывайте хвалить.

Хвалите детей за каждый успех: рисунки стали красивее, черточки с крючками – более ровными. Такая поддержка будет хорошим стимулом, чтобы делать еще лучше.

Сравнивайте ребенка только с его же успехами: как у него получалось неделю или день назад. Если динамика не очень хорошая, то помогите разобраться, что пошло не так, как улучшить результат.

Нельзя ставить в пример других детей. Нельзя срываться на детях, если у них не все сразу получается. Обычный вопрос при выполнении домашней работы: «Что сложного в том, чтобы написать палочки или крючки?» Конечно, для взрослых это легко. С тем же успехом можно задать вопрос, соответствующий их уровню: почему в неделю родители не зарабатывают по миллиону? Разве не проще простого?

center Фото: pixabay.com

Правило 4. Не зацикливайтесь на оценках.

Ребенок должен идти в школу, чтобы получать новые знания, а не за оценками. Его важно научить получать удовольствие, интересоваться самим процессом учебы. Задача начальных классов – привить любознательность и любопытство, а не выработать синдром отличника.

Амбиции родителей не должны быть выше интересов ребенка. Успокойтесь, не нагнетайте обстановку, не диктуйте свои условия, не мотайте нервы себе и всей семье. Используйте эффективно отведенное для уроков время.

Правило 5. Будьте в контакте.

Создайте доверительные отношения. Интересуйтесь всем, что происходит в школе: как проходили уроки, что понравилось, что осталось непонятным, что тревожит. Так вы вовремя сможете среагировать на возникшую проблему.

Если чувствуете тревогу, постарайтесь разобраться в причине. Не исключено, что это зеркальное отражение вашего эмоционального состояния.

Классические 10 минут перед сном актуальны в любом возрасте. Можно поговорить о том, что происходило за день, что беспокоит, поддержать ребенка. Он должен понимать, что дорог и любим, это дает дополнительные ресурсы в сложный период.

center Фото: pixabay.com

Правило 6. Помогите найти друзей.

В первую очередь родителям нужно самим показывать пример, как общаться с друзьями. Разумеется, пример должен быть положительным.

Знакомить с другими детьми, навязывать дружбу не надо. Но подскажите искать товарищей через общие интересы (при этом важно максимально уйти от игр в телефоне – это не общение). Положите в портфель ребенку настольные игры, в которые можно поиграть на перемене, понравившуюся книгу, рукоделие и т.д.

Правило 7. Как правильно наказывать.

Хорошо, если не будет поводов применять подобные воспитательные меры. Однако может всякое случиться из-за шалости, неосторожных игр на перемене и т.д.

Объясните, что активные игры могут иметь неприятные последствия. Одно дело играть в футбол у окна, другое – в сторонке попрыгать на скакалке. Если в учебном заведении есть места, где можно поползать, полежать, попрыгать, то покажите, где они находятся. Спокойно провести время на переменках помогут и настольные игры.

Если ребенок провинился, не надо навязывать ему чувство вины. Ведь это не он плохой, а поступок, который совершил.

И помните: ребенок должен засыпать прощенным. И при любых обстоятельствах понимать, что его любят.

1 класс, школа, дети, советы, психолог, инструкция

Просмотры: 307

Комментарии