Сирин: хотели как лучше, а получилось…?

Автор: Вадим Шарапов

В минувшую субботу на тюменском ипподроме случился «V национальный фестиваль женского рок-вокала «Сирин-2005». Громкое название должно было заставить горожан бросить все и опрометью бежать в кассы, чтобы купить билеты. Которые, кстати сказать, были совсем недешевыми – от 500 рублей ...

В сто сорок солнц закат пылал, в июль катилось лето…
В. Маяковский

В минувшую субботу на тюменском ипподроме случился «V национальный фестиваль женского рок-вокала «Сирин-2005». Громкое название должно было заставить горожан бросить все и опрометью бежать в кассы, чтобы купить билеты. Которые, кстати сказать, были совсем недешевыми — от 500 рублей и выше.


Началось все привычно. Настолько привычно, что открытия «Сирина», обещанного в полдень, пришлось ждать на солнцепеке лишних два с половиной часа. Наивные зрители, вытирая пот, грустно смотрели, как на сцене идет процесс настройки звука. Вопрос был только один: чем звукорежиссеры занимались все время ДО этого? Спали ли они в тени и прохладе, забыли ли про фестиваль вообще — остается загадкой. Народ, то и дело подбегавший к железным воротам ипподрома, с надеждой спрашивал у тех, кто уже был внутри: «Ну что, началось?» — и, получив ответ, со вздохом удалялся в направлении ближайших магазинов. И так это тянулось, тянулось и тянулось… Время от времени со сцены бодро вещал Ник Рок-н-ролл — мол, пара минут, и все будет!


Внезапно (к 14.30) настройка закончилась, и на сцену вышла тюменская группа, уже вошедшая в число «легендарных». «Белая Горячка». Вокалистка Татьяна попросила подождать еще чуть-чуть, а потом вдруг началась музыка.
И сразу стало ясно, что настройка прошла мимо. Я посочувствовал девчонкам, которым выпало выступить первыми. Судя по возгласам из технической палатки звукачей, там страшно удивились результатам — ну конечно, два с половиной часа на вылизывание звука, это же так мало! Тем более, если этот звук с самого начала выстраивался под Земфиру, как хэдлайнера фестиваля, а остальные музыканты были вынуждены довольствоваться тем, что просили «громче голос в мониторы» и «чуть-чуть прибавить гитару».
Компенсировать задержку с открытием организаторы решили, с их точки зрения, просто и гениально. Урезав лимит выступления каждой группы. Поэтому пулей отпевшую свое «Горячку» тут же сменила Жанна Прохорихина, в сопровождении мрачных Алексея Шлякова и Александра Гарманова («Нева»). С удовольствием послушав чистый голос и хорошие тексты песен Жанны, я переключил внимание на зрителей.


Никогда не думал, что в Тюмени столько журналистов. «Сирин» просто стал фестивалем тюменских СМИ. Если на ком-то не было надписи «Пресса», значит, он проник на ипподром через черный ход, перепрыгнул забор, был проведен знакомым знакомого, приехал на лошади и представился здешним работником, отвлек внимание охраны, спустился с парашютом… масса способов ради одной цели. Вся эта толпа перемещалась туда-сюда в поисках пивка (которое еще не продавали) и зрелищ (которые уже начались). VIP-ложа пустовала, а простым смертным выделили кусок земли в центре ипподрома, который был щедро посыпан опилками — видимо, чтобы уставшим было не так больно падать.


После выступления Жанны Прохорихиной в потоке групп, хлынувших на сцену, стало трудно выделить кого-то особенного. Запомнился «Квазар-Д»… Правда, не особым талантом, а своей поющей барабанщицей. В следующий раз, товарищи, либо отберите у девушки палочки, либо категорически запретите петь! Юлия Цезаря, который мог делать несколько дел сразу, из нее не получилось. На смену «Квазару» пришла свердловская группа «Оксфорд». Девочка была в тааакой короткой юбке, что невольно возникало крамольное желание подойти к сцене поближе и выяснить наличие нижнего белья. Во всяком случае, споры об этом среди зрителей не утихали.


Потом вдруг стали продавать пиво, и я, каюсь, несколько отвлекся. Однако, выступление группы «Дзен Бу» привело меня в себя. Хорошая игра музыкантов, отличный рок-н-ролл и блюзы, уверенный и мощный вокал. И просто — веселые люди, вон как спели песню “Queen”! Pacific Sound из Ноябрьска, выступавшие после них, понравились куда меньше, а если честно — не понравились совсем, хотя их вокалистка профессионально ди-джействовала на сцене.


Ипподром между тем жил какой-то своей жизнью. На сцене периодически продолжалось безнадежное действо настройки звука, которое уже, похоже, не интересовало никого кроме самих музыкантов. А зрители продолжали просачиваться на фестиваль, используя самые разные поводы. Кто-то пришел со скрипкой и сказал, что играет здесь, только не помнит с кем. Охране, как ни странно, этого было вполне достаточно, да и вообще — при желании можно было пронести с собой кого-нибудь в сумке. Даже не поинтересовались бы, наверно. Курсанты из соседнего ТВВИКУ просто уселись на бетонный забор и от души наслаждались зрелищем, дружелюбно помахивая фотографам. Люди бродили по полю, звук то плыл, то дребезжал на басах, и очень хотелось устроить среди звукорежиссеров и дирекции призовые бега с последующим отстрелом на финише.


Когда я в следующий раз подошел к сцене, на ней уже буйствовала «Вика и коты» из славного Екатеринбурга. Очень грамотно выстроенное шоу, сплошной позитив, песенки о том как хорошо, когда любовь-морковь и светит солнышко. Крепкий «поп-рок». Вокалистка в розовом парике с кудряшками всячески заводила публику, приплясывая, прихлопывая, подбадривая… Даже я, хоть и не любитель подобной музыки, могу только пожелать многим знакомым музыкантам такого же профессионализма.


Дальше было еще несколько команд, которые промелькнули мимо моего сознания — куда интереснее было разговаривать с музыкантами и просто хорошими людьми. Только челябинская «Индиго Дива» с дивным хрипловатым вокалом Светы «Памелы» Боур и замысловатым стилем «триггер-хиппи» вновь порадовала. Кстати, новый альбом «Индиго Дивы» меня тоже не разочаровал. Если вдруг найдете — слушайте.

Вокалистка «Алеф» из Новосибирска в ответ на махание руками организаторов, пытавшихся срезать им песню, попросила «таких жестов не делать, мы для людей работаем», и спокойно допела до конца. Я так считаю, надо было еще, в лучших традициях старого рока, об кого-нибудь разбить гитару — тогда бы совсем отстали и перестали затыкать рот на полуслове.


На фоне оглушительного драйва и темнеющего неба неожиданным отдыхом для исстрадавшихся ушей стало выступление проекта «Литвинова feat ЕГОЗА». Таня Литвинова (даю справку: сестра не менее талантливой Натальи Литвиновой, поющей в фолк-группе Celtic Roots) и ее музыканты играли мелодичную негромкую музыку. Красиво. Захотелось бросить пить и курить, уехать в поля, говорить только стихами и только о высоком…

 
Но не получилось. Вышла уральская группа «Нет». Нет, нет и еще раз нет. Никто и никогда не задушит и не убьет панк-рок и гранж. Хулиганистые девчонки изрядно «зажгли», доставив публике несколько минут удовольствия. После них был уже ставший маститым тюменский «А. Т. О.М». Понравилось.


В голове начинал царить уже полный сумбур, но профессиональный долг не позволял отойти от сцены и покинуть пределы ипподрома. И тут случилось…
Теперь я знаю, что такое на самом деле фестиваль «Сирин-2005». Это просто один большой антракт, который был устроен ради единственного выступления. Нет, не Земфиры, не угадали. Ради выступления английского джазмена Дэйва Гринмана. Только представьте: на ночной сцене, в разноцветных лучах — несколько мужиков. Сорок минут, не меньше. И никакого женского вокала. Зато отличный мужской. Шутка организаторам удалась вполне — лично я на некоторое время совершенно забыл, ради чего, собственно, уже в пятый раз проходит такой вот фестиваль. Женский вокал? Вы о чем?


Гринман — профессионал. Нужно было видеть, как он с первого же слова завладел публикой. Он не пел, он «работал», как это делают опытные коммерческие музыканты. Спасибо за это выступление, но еще раз повторю — к «Сирину» оно не имело никакого отношения. Зато после Дэйва Гринмана злая судьба вывела на сцену некую Елену Блаженную, зачем-то вложив ей в руки гитару. Я никогда не забуду этого и разбудите вы меня среди ночи много месяцев спустя и спросите: «Помнишь ли ты?» — я сразу отвечу: «О, да!». Декадентские романсы, объединенные сквозной темой ненависти мира к ней, такой непонятой и талантливой. Ник, разобидевшийся на зрителей, освиставших выступление певицы, попытался урезонить публику, но этим только подлил масла в огонь.


Дальше были вроде бы «Лилит» (не помню, что пели, видимо, был ошеломлен предыдущим выступлением) и «13». От них осталось странное впечатление, главным образом потому, что на ударных там играла Леля, которая вообще-то басистка группы «Чернозем». Кстати, охрана вдруг решила «перебдеть, чем недобдеть», в это время стала выгонять из-за кулис всю прессу, да и вообще — всех, кто мог потревожить драгоценную Земфиру Рамазанову. Выгнали даже Ника Рок-н-ролла, несмотря на его протесты и возмущение. Организатор и легенда русского панк-рока гордо ушел в темноту, проклиная произвол. Больше я его в тот вечер не видел.

И вот… кульминация! То, ради чего, по идее, все это и затевалось. Земфира. Около часа звезда держала публику в недоумении — на сцене кто-то тихо бродил, и звучало что-то вроде «Энигмы». Наверно, так положено, чтобы дать нам, смертным, осознать величие легенды. Народ, которого заметно прибавилось, несколько нервничал.


И тут на сцене появилась САМА. В черных очках. Видимо, чтобы проклятые папарацци, которым и так разрешили снимать только в течение первых двух песен, не слепили вспышками. Певица спела, как полагается — все качественно, старые и новые вещи. Плотный саунд, приличное качество. Вот где сказались часы настройки. Хотя — вы будете смеяться, но микрофон у Земфиры все равно иногда фонил, такая вот усмешка судьбы. В остальном же выступление прошло гладко, по накатанной колее, без сучка и задоринки. Больше и сказать нечего.


А вот после Земфиры на сцену милостиво разрешили выйти Юлии Теуниковой, которая, вообще-то, должна была быть ДО. Но пусть это пятно останется на совести организаторов, как и то, что спеть Юльке дали всего лишь две песни. Да и усталая публика уже расходилась, пресытившись впечатлениями под завязку. Вот если бы не было Земфиры… молчу, молчу.

Вот и все. На этом пятый «Сирин» закончился, и все отправились по домам. Впечатления от этого остались странные — словно бы, все это было одной грандиозной случайностью. Ну, собрались. Ну, сыграли… А если подумать, то нужно было сделать только одно — разбить программу на два концертных дня. И всем было бы хорошо, и особо стойким зрителям не пришлось бы двенадцать часов подряд провести на жаре. А так — остается только посочувствовать тем, кто все-таки потратил свои кровные и купил билет на «Сирин», а не проскользнул сквозь беспечные посты охраны даром.

дороги

Просмотры: 3792

Комментарии