Dipol FM | 105,6 fm

Великая Отечественная до сих пор не окончена: впечатления участника "Всероссийской Вахты Памяти"

Братское кладбище в деревне Сазоненки (Западно-Двинский район Тверской области). 30 августа 2002 года. 11 часов утра. Глубокая, выше человеческого роста, свежевырытая яма 10 метров в длину и 10 в ширину; дно застелено еще пахнущими хвоей зелеными еловыми ветками. Четырнадцать красных гробов, ждущих захоронения. А в них — останки 67-ми воинов, павших при защите близлежащих деревень в далёком 1941-ом.

Метроном отсчитывает последние мгновения Минуты молчания. На лицах собравшихся, независимо, юны они или стары, одинаковая сосредоточенность. «Вечная память вам и вечный покой. Аминь», — заканчивает панихиду отец Павел. А дальше — страшные, как выстрелы, звуки ударяющейся о гробы земли…

Лишь пятеро из нашего поискового отряда, в том числе и я, впервые участвовали в торжественном перезахоронении воинов, павших в годы Великой Отечественной войны. Для остальных же ребят из «Кречета» за 5 лет экспедиций по местам боевой славы происходившее на братском кладбище в Сазоненках, как, впрочем, и само участие во «Всероссийской Вахте Памяти», новью не было…

Но это было позже. А до этого — 3-х дневная тряска в автобусе из Тюмени до Западной Двины, развертывание и обустройство палаточного лагеря, разведывательные работы в окрестностях деревень Барсуки, Глазамичи, Велище, Кузнецово, Сазоненки и, конечно же, — сама поисковая работа.

На первый взгляд, работа поисковика кажется совсем не сложной: что трудного в том, чтобы вырыть яму поглубже, да вытащить из земли всё покоящееся там? Кажется, ничего. Но не всё так просто. Прежде чем начать раскопки, необходимо точно знать место. В этом нам очень помогали местные жители. Но зачастую и их сведения были не совсем точными.

Нужно отметить, что командир нашего отряда — Андрей Ковалевский — с 1998 года занимается поисковой работой, и за время предыдущих экспедиций он прошел хорошую разведывательную подготовку. Поэтому наша работа по «ориентировкам» чаще всего была успешной.

Но даже знание относительно точного места погребения — это ещё не гарантия, что бойцов можно будет всё же поднять. Порой, останки воинов и именные солдатские медальоны покоятся на глубине около 2-х метров, а такую глубину даже буры и щупы берут с трудом (щуп и бур, а также миноискатель и саперная лопатка - это необходимый инвентарь поисковика). Бывают и другие помехи: например, слишком каменистая почва или высокие грунтовые воды. На этот случай у поисковика всегда с собой вёдра и, конечно, сапоги-болотники. Не раз бывало, что за десятки послевоенных лет на месте захоронения бойцов вырастала роща.

Но если ты точно уверен, что здесь в земле находятся те, чьи души нуждаются в упокоении, чьи родственники до сих пор не теряют надежды получить весточку о том, кто, пропав без вести в далёком 1941-ом году, геройски погиб, защищая Отечество, — тогда (да простят меня ярые последователи Green peace!) начинаешь выкорчёвывать и деревья.

Часто бывало, что после исследования местности с миноискателем, полдня уходило впустую на извлечение осколков от каких-нибудь снарядов. Но нельзя пропустить ни одной мелочи — вдруг обнаружится кусочек кожаной одежды, медальон или кость. К тому же, работать надо очень аккуратно, чтобы не повредить извлекаемым из земли экспонатам.

Перед поездкой на «Вахту Памяти» отряд всегда проходит тщательную подготовку. Члены поискового отряда — обычные ребята (юноши и девушки) от 12 до 20 лет из Тюмени и из Исетского района, воспитанники Базового Центра добровольной подготовки к военной службе спортивно-технического детского, подростково-молодёжного клуба «Старт» (бывший «Кречет»). Все они знают, как выглядят взрывчатые вещества и как следует обращаться с ними, со стрелковым оружием, и что нужно делать (а точнее, не делать) при обнаружении гранат, мин и т. п. (Хотя несчастные случаи в «Долине» и редки, но всё же от них никто не застрахован.)

Проводится также и психологическая подготовка. Но одно дело, когда ты слушаешь рассказы, смотришь видеофильмы, и совсем другое — когда ты своими глазами впервые видишь в земле скелет человека и поднимаешь его кость за костью своими руками. На меня, как и на тех, кто ездил в поисковую экспедицию впервые, это произвело неизгладимое впечатление. После первого дня работы мне, обычно очень общительному человеку, было необходимо уединение хотя бы на час — два; в итоге родилось моё первое стихотворение на военную тематику под названием «Одна жизнь».

Мама. Песня, Сказка. Кружка.
Ласка. Детская игрушка.
Книжка. Старшая сестра.
День рождения. Друзья.
Дом. Заботы. Школа. Двор.
Дружба. Синяки. Футбол.
Двойка. В школу опозданье.
Вечер. Девочка. Свиданье.
Выпускной. Семья. Работа.
Деньги. Дети. Вновь заботы.
Хлеб да соль. Известье. Крах.
Ужас. Смерть. Война и страх!
Слезы. Горечь расставанья.
Дочь. Сынок. С женой прощанье.
Доброволец. Три слога: Ро-ди-на.
Крест нательный. Автомат.
Каска. Сапоги. Бушлат.
Пыль. Дорога. Лес. Землянка.
Водка. Хлеб. Консервов банка.
Взрыв. Воронка. Первый бой.
Кровь. Месиво. «Я живой!»
Вновь бои. Гранаты. Пули.
Холод. Смерть. Привычка к жути.
Почта. Новости из дома.
Рана. Медсестра. Не ново!
Командир. Разведка. Мины.
Друг погиб. Лишь десять живы.
Отступленье. Раны. Боль.
Грязь. Болота. Но живой!
Ночь. Сигнальная ракета.
Эхо. Выстрел. Вспышка света.
«Только б жили вы без бед!»
Всё. Назад дороги нет.
Грохот. Красная земля.
Нет и боли. Ро-ди-на!

Нам повезло: все три недели работы нас сопровождала тёплая солнечная погода. В Западно-Двинском районе к моменту нашего приезда месяц не было дождей. Для поисковой работы это было хорошо, так как болотистая почва за это время подсохла, а от огромного, но неизбежного количества пыли нас защищали маски. В первый же день работы мы подняли 15 человек, нашли 6 медальонов и множество различных предметов быта солдат (фляги, подсумки, ремни, пуговицы и т. д.). И, как говорили уже не в первый раз приехавшие в поисковую экспедицию ребята: «Даже если за оставшееся время мы никого и ничего больше не найдём, экспедицию уже можно считать удачной…»

Пять дней мы работали совместно с двумя другими поисковыми отрядами -«Память» (город Западная Двина) и «Подвиг» (город Андреаполь). Вместе сидели у костра, пели песни под гитару и давали концерт военно-патриотической песни в деревне Глазамичи (чтобы хоть как-то отблагодарить местных жителей за их содействие, доброту и сердечность), вместе вели раскопки.

На 30-ое августа было назначено торжественное перезахоронение павших. Работа по подъему воинов близ деревень Кузнецово и Сазоненки была закончена. Подходил к концу первый этап нашей «Вахты Памяти», и 31 августа мы должны были быть в другом месте — в деревне Брод (тоже Западно-Двинского района), так как во время прошлой — весенней — экспедиции там оставалось ещё много работы.

На братском кладбище в деревне Сазоненки 30 августа были перезахоронены останки 67-ми солдат и офицеров РККА. Благодаря работе трёх поисковых отрядов также был обнаружен 31 медальон, а к моменту захоронения уже были установлены имена, фамилии и места жительства 7 воинов. Часть медальонов всё ещё была на экспертизе, а часть, к сожалению, не подлежала прочтению.

В организации перезахоронения принимали участие все, кто мог — от директоров сельсоветов, депутатов и церковных служителей до школьников, осуществивших приборку территории кладбища и несение почётного караула. На месте эксгумации был установлен мемориал памяти. Состоялись поминки. Души 67-ми бойцов, павших смертью храбрых в 41-ом году при защите родной страны, обрели покой. А значит, не зря мы пробивались через буреломы, скакали по кочкам болот, шагали километры в осоке и натирали сапёрными лопатками мозоли на ладонях.

Второй этап нашей поисковой экспедиции проходил близ деревни Брод совместно с отрядом «Память» и командиром поискового отряда «Вереск» (Нижний Новгород). Подъём в 7 утра, полчаса на завтрак, 15 минут на сборы и сразу же — выход на работу; возвращались к обеду, получасовой отдых и снова уходим на раскопки, до ужина, а после — личное время, до отбоя. Таков был наш распорядок дня. Конечно, мы уставали, но времени до нашего отъезда в Тюмень оставалось всё меньше (и каждый из нас это хорошо осознавал), а удовлетворение от поисковой работы — это ни с чем не сравнимое ощущение. «Дома выспимся!» — подбадривали мы друг друга. А работы, действительно, было много…

За второй этап экспедиции мы тщательно обследовали объекты в более чем 15-ти наименованиях местности. Сантиметр за сантиметром изучили не одну силосную яму, глубина которой около 2,5 метров при диаметре 3 — 3, 5 метров, расчищали заросшие травой траншеи, раскапывали окопы и воронки от взорвавшихся снарядов. Наградой за труды стал хороший результат: 14 сентября 2002 года был перезахоронен 61 поднятый нами боец, найдено 15 медальонов (5 из них удалось прочитать).

В деревне Дорофеево, благодаря точным сведениям Петрухи, деревенского водителя, мы нашли останки шести лётчиков. В деревне Иголкино нам удалось обнаружить дивизионное захоронение (по архивным данным — 246-ой дивизии 914-ого стрелкового полка).

Только в одном этом месте покоилось 20 солдат и офицеров РККА. Все они были торжественно перезахоронены 14 сентября на братском кладбище в деревне Брод. А посредством данных Архива также были установлены имена, фамилии и адреса всех двадцати воинов. Среди них были бойцы из Краснодарского края, Омской, Воронежской, Ярославской, Пензенской, Ворошиловградской и Свердловской областей. На торжественном захоронении присутствовали родственники павших. «Вечная память вам и вечный покой. Аминь», — заканчивается панихида, и вновь метроном отсчитывает минуту молчания…

Потом были сборы в дорогу, прощания, и вновь — 3-х дневная тряска в автобусе. Перефразируя известное выражение, можно сказать, что «Вахта Памяти» — это маленькая жизнь. Маленькая — по времени, но отнюдь не по смыслу и содержанию. Действительно, за какие-то три недели каждый из нас прожил и пережил очень многое.

И вот мы дома. Привезли в Тюмень подаренный западно-двинскими ребятами пулемёт «Максим» (в довольно хорошем состоянии), немецкую канистру, простреленную каску и некоторые другие военные трофеи. Часть экспонатов, привезённых нами с «Всероссийской Вахты Памяти», будет подарена Исетскому музею боевой славы, часть — пополнит наш собственный музей. Обязательно обновим материалы уже около года существующей выставки в «Доме офицеров», организуем новую — в Областном Краеведческом Музее.

Несмотря на все сложности, «Вахта Памяти — 2002» состоялась. Поисковый отряд «Кречет» искренне благодарит комитет по делам национальностей администрации Тюменской области, городское управление по молодёжной политике, физической культуре и спорту, ассоциацию офицеров запаса за помощь в организации экспедиции. Также особую благодарность мы хотели бы выразить всем жителям Западно-Двинского района, которые очень помогли нам в поиске бойцов, и которые так тепло приняли нас.

Когда-то ещё Александр Суворов сказал: «Война не окончена до тех пор, пока не захоронен последний солдат»… А сколько их ещё лежит в земле русской? Сколько силосных ям Тверской и других областей стали нашим солдатам братскими могилами? Разве не заслужили они хотя бы креста? Разве не за их отданную Отчизне жизнь в каждом городе Руси горит Вечный Огонь? Так пусть же не умирает в людях память! Память о воевавших и погибших за Родину. Поклон до земли всем ветеранам ВОВ за их подвиг! А тем, кто своей работой приближает окончание войны, — неутомимости! И тогда, пусть и нескоро, но всё же наступит день, когда будет захоронен последний солдат. И война окончится!

Неудобно на сайте? Читайте самое интересное в Telegram и самое полезное в Vk.
Последние новости
Трое тюменцев пытались перекинуть через забор колонии бутылки с алкоголем
Трое тюменцев пытались перекинуть через забор колонии бутылки с алкоголем
Молодых людей задержали.
#зона
#колония
#переброс
#запрещенные вещества
#штраф
Ученица тюменской физико-математической школы завоевала международную награду
Ученица тюменской физико-математической школы завоевала международную награду
Впереди у нее заключительный этап Всероссийской олимпиады школьников по математике.
#физико-математическая школа
#успех
#медаль
#победа
#Тюмень
#новости Тюмени
#новости мира
Александр Бастрыкин заинтересовался падением ворот на ребенка в Тюмени
Александр Бастрыкин заинтересовался падением ворот на ребенка в Тюмени
Предположительно, металлическая конструкция не была закреплена.
#происшествия
#дети
#безопасность
#СК
#Александр Бастрыкин
За вылов рыбы сетями тобольский браконьер получил условный срок
За вылов рыбы сетями тобольский браконьер получил условный срок
Он причинил ущерб природе на 371 тысячу рублей.
#браконьер
#суд
#Тобольский район
#Иртыш
#ущерб
#приговор
Стоит ли устанавливать детскую игровую в своем заведении?
Стоит ли устанавливать детскую игровую в своем заведении?
Обсудили все вопросы с экспертом.
#новости Тюмени
#Тюмень
#Тюменская область
#новости России
#ресторан
#кафе
#общепит
#дети