Dipol FM | 105,6 fm

Кто вставляет палки в колеса интернет-провайдерам?

Операторы не хотят платить управляющим компаниям, УК не хотят разрушений в подъездах.

_Доступность Интернета в областной столице близка к 70%, число пользователей уже давно перевалило за 640 тысяч, а это значит, что настало время вновь поговорить о Всемирной паутине не только с точки зрения количества, но и качества. Как конкуренция в широкополосном доступе (ШПД) в Интернет сталкивается с самоуправством, а жильцы тюменских многоэтажек выбирают из двух зол, решил разобраться корреспондент «Вслух.ру»._

Выбор невелик

Многие тюменцы наверняка сталкивались со следующей ситуацией: в доме есть один или два интернет-провайдера с предложением, не устраивающим по каким-либо причинам, а соседнее здание подключено к линиям желаемого оператора. Почему бы не подключиться к этому поставщику? Звонок в контору, уточнение адреса, отказ по причине «отсутствия технической возможности».

Что же может препятствовать оператору, который сотнями километров прокладывает кабельные линии по городу дотянуться до соседнего дома? Первый вариант — недостаточное количество заявок от потенциальных абонентов. В таком случае можно собраться с единомышленниками и написать коллективное письмо за подписью тех, кто намерен пользоваться услугами компании. Но есть и второй вариант — управляющая компания просто не пускает оператора строить свои сети в подъезде. Вернее, просит за это деньги, которые кто-то согласен платить, а кто-то отказывается из принципа.

Такое положение дел, разумеется, препятствует свободной конкуренции на рынке ШПД, что нам подтвердил и заместитель руководителя, начальник отдела контроля за монополистической деятельностью УФАС по Тюменской области Игорь Веретенников.

«Эта ситуация ненормальная. У нас даже была практика возбуждения дела о нарушении антимонопольного законодательства в отношении управляющей компании, — вспомнил представитель ведомства. — Один из жильцов многоквартирного дома решил подключиться к альтернативному оператору связи, заключил с ним договор, но когда оператор начал размещать свое оборудование в местах общего пользования, вмешалась УК и сказала, что все это может происходить только на платной основе и с ее разрешения».

Как пояснил Веретенников, неназванный оператор связи обратился в УФАС и попросил о помощи. Результат — предписание управляющей компании не препятствовать допуску оператора связи в места общего пользования для размещения своего оборудования для оказания услуг тем потребителям, которые хотят ими пользоваться. Но до такого хэппи-энда доходит не всегда: иной раз операторам проще заплатить, чем ввязываться в борьбу с управляющей.

«Провайдеры и операторы связи конкурируют именно в многоквартирных домах, и если оборудование не может быть размещено по каким-либо причинам, это значит, что создаются искусственные ограничения. От этого страдает потребитель, не имеющий возможности выбора», — уверен замруководителя управления.

> «Жильцы становятся заложниками действий своей УК и тех, кто уже проложил сети по дому. Нет никакой сложности в том, чтобы провести в многоквартирном доме новую кабельную линию. Даже если уже существующая линия занята, рядом легко можно проложить еще одну», — считает Игорь Веретенников.

Таким образом, закон выступает на стороне потребителя и конкуренции. Роль управляющей компании — следить за надлежащим содержанием мест общего пользования, контролировать качество выполнения работ, но не взимать какую-либо плату за допуск оператора в жилой дом, подчеркнули в УФАС. «Никакие нормативно-правовые акты и Жилищный кодекс не предусматривают взимание платы за допуск провайдера в места общего пользования, — настаивает Игорь Веретенников. — Если вы, к примеру, являетесь собственником частного дома и решаете заключить договор на предоставление этой услуги, вы пригласите к себе домой специалиста, он оценит техническую возможность и скажет, что на чердаке придется поставить оборудование. А вы ему ответите: конечно, устанавливайте, но при этом платите мне 500 рублей в месяц. Что вам скажет провайдер? Хорошо, но стоимость моих услуг увеличится настолько, сколько я буду платить вам».

Кто вставляет палки в колеса интернет-провайдерам?

То же самое происходит и в многоквартирном доме. Чем больше требований устанавливает управляющая компания в виде платежей, перечислений, тем дороже будет стоить услуга доступа в Интернет для конечного потребителя. И это даже не беря во внимание тот момент, что выбор поставщика у потребителя сильно ограничивается.

Получается, власть о такой проблеме знает и даже старается решать ее в заявительном порядке, но не лучше ли прописать какие-то нормы на уровне федерального законодательства? По данным тюменского УФАС, в настоящее время Минкомсвязи уже готовит поправки в Жилищный кодекс, где будет установлен запрет на взимание каких-либо денежных средств и установление ограничений для операторов связи при размещении оборудования в целях оказания услуг потребителям. Тогда уже наверняка никакие УК и ТСЖ не смогут получить дополнительные средства за «воздух».

Бизнес готов платить — УК готовы брать

К такой интересной схеме ведения бизнеса управляющие компании приучили сами провайдеры, уверен директор филиала в Тюменской и Курганской областях ОАО «Ростелеком» Игорь Волков. Цена за вход в один подъезд колеблется на тюменском рынке от 250 до 1 тыс. рублей. Вроде бы немного, но в масштабах региона получаются огромные деньги.

«В Тюмени более ста управляющих компаний и ТСЖ. Есть среди них такие, которые просят, чтобы мы им заплатили только за то, что войдем в дом и предоставим жильцам современные телекоммуникационные технологии. Хотя по закону мы никому ничего платить не должны, — описал ситуацию Волков. — Я бы мог встать на защиту этой позиции со своими юристами и постоянно твердить о том, какая это статья, какие были прецеденты по этому поводу. Но хочется найти компромисс».

Руководитель филиала компании с гигантской абонентской базой уверен, что в этой ситуации хуже всего то, что сами УК никакой ответственности за сети, прокладываемые операторами, не несут. То есть в случае обрыва линии они не будут устанавливать виновников. Получается, управляющие компании хотят зарабатывать деньги, ничего не делая. «Такой халявный заработок», — точно подметил Игорь Волков.

Но как же УК умудрились поставить крупных игроков в такое положение? Какие неведомые рычаги влияния оказались в их руках? УК, не идущая на компромисс с провайдерами, может найти десяток способов создать им проблемы. Они могут не предоставить ключ, потому что электрик в отпуске, а дубликата нет, не открыть межэтажную коробку и т. д.

> «Если управляющие компании и ТСЖ хотят, чтобы в подъезде было чисто и красиво, они должны сами выводить все сети наружу, в какую-то серверную, к которой имеют доступ несколько операторов. Хотя по большому счету мы, когда закладываем сети, сами аккуратно заделываем швы и короба», — признался директор филиала.

Каналы связи закладываются еще при строительство дома, но относятся у нас к ним по остаточному принципу, уверен Волков. «Нет ничего сложного в том, чтобы в каждой квартире при строительстве вывести аккуратные розетки, которые соединяются с серверной. Но этого не делается, — отметил он. — Во многих домах есть желоба, по ним проложена витая пара. Однако эти каналы уже забиты при строительстве, в них заносят сигнализацию, домофоны. В результате два оператора связи просто не могут поместиться в одном канале».

Бороться с УК и ТСЖ сложно еще и потому, пояснил Игорь Волков, что закон предусматривает абсолютно неосуществимую возможность для оператора самостоятельно получить разрешение на монтаж сетей, если удастся собрать подписи 60% собственников жилья. «Недостаточно обойти всех, кто живет в квартирах и попросить показать паспорт, здесь требуются свидетельства собственников, которые далеко не все жители захотят предоставить, — добавил он. — Я думаю, что для решения ситуации было бы неплохо всем тюменским операторам собраться и договориться, что платить мы больше не будем никому. Вырвут провода? Пожалуйста, только сами же жильцы потом придут в УК».

Серверные — будущее ШПД?

Главная проблема при подключении новых домов к Интернету заключается именно в строительстве кабельных линий. Не было бы необходимости делать дырки в стенах — не было бы повода УК и ТСЖ вспоминать строительные нормы и правила для многоквартирных домов. Но многие ли тюменские застройщики продумывают ИКТ-инфраструктуру для планируемого жилого комплекса заранее? Единицы, да и те пока не видят в неограниченной возможности выбора интернет-провайдера преимущества для покупателей жилья.

Похвастаться этим точно могут (перечень, возможно, неполный в силу того, что застройщики нигде не указывают наличие серверных на объекте) микрорайон «Ямальский», недавно введенный в эксплуатацию «Манхэттен» в центре и строящаяся «Олимпия» на Доме обороны. Пожалуй, все.

Главный инженер ГК «ТИС» (застройщик «Манхэттена») Геннадий Демченко не смог рассказать нам, насколько затратно строительство кабельной инфраструктуры, однако поделился порядком выполнения работ. Вначале застройщик определяет оператора, с которым будет сотрудничать (как правило, Ростелеком или Русская Компания). Основной параметр — наличие оптоволоконной линии в районе застройки. Затем заключается договор о безвозмездном выполнении работ.

Оператор строит наружные подводящие сети, вводит их в здание, устанавливает распределительное оборудование, разводит вертикальные стояки в подъездах, вводит оптоволоконный кабель в квартиры и устанавливает розетки. Вроде бы не слишком сложно, тем более оператор остается в выигрыше — свои сети он уже успел построить еще до того, как в дом вселились первые жильцы. А операторы, которые придут сюда позже, вряд ли смогут предложить цену ниже, ведь им построенную сеть придется арендовать.

Управляющий директор сообщества независимых консультантов IKnow! Антон Макаров уверен, что двух-трех провайдеров в одном доме достаточно, чтобы у людей был нормальный выбор. По его оценке, в большинстве тюменских домохозяйств сейчас именно такая ситуация.

«В старых домах нет никакой инфраструктуры, и каждый провайдер приходит со своими кабелями. В итоге весь дом опутан проводами, — отметил Макаров. — А так как предложение у большинства операторов примерно одинаковое, зачем запускать в дом десяток провайдеров для 35 квартир? Однако их пускают. В своем ТСЖ я сталкивался с тем, что никого, кроме одного провайдера, не пускали, и это было плохо. Сегодня У К по большому счету не препятствуют провайдерам, во многих УК даже есть свой отдел по работе с провайдерами и это взаимодействие является важной частью их работы, которой уделяют должное внимание».

Со стороны управляющих компаний с нами согласился побеседовать на условиях анонимности представитель фирмы, обслуживающей «правильный» район, со всеми коммуникациями и серверными. «Для управляющей компании это удобно, — подтвердил собеседник. — По микрорайону не болтаются не предусмотренные проектом кабельные линии. Все сделано в соответствии с требованиями, правилами и нормами. Нет бесхозных, как попало проведенных кабелей по подъездам. Это правильно в плане культуры и соответствия законодательству. Так и нужно делать».

Инфраструктура района такова, что любой оператор может подписать договор с владельцами линий и получить точку подключения. В результате уже сейчас провайдеров в микрорайоне больше трех.

«Во всем должна быть какая-то культура, — настоял наш собеседник. — В старых домах висит множество непонятных проводов, люди обращаются в соответствующие инспекции и просят убрать их. Но если обрежешь провода, люди лишатся услуг. Приходится обращаться к провайдеру, чтобы согласовать способ и схему прокладки тех или иных кабелей. В моем понимании, кабельные линии должны быть как автодороги. Дорога, проезды, площадки строятся в определенном порядке, имеют нормативы, СНиПы, ГОСТы. Ведь каждое предприятие не строит себе отдельную дорогу».

В итоге мы имеем неоднозначную ситуацию. С одной стороны, на рынке ШПД не хватает ощутимой конкуренции, с другой — эксперты утверждают, что она особо и не нужна. Операторы винят УК в том, что они собирают с них дань, ничего не делая, а те в свою очередь упрекают провайдеров в разрушениях, которые остаются после прокладки кабелей. Очевидно, что в таком состоянии рынок развивается довольно медленно, во многом потому, что новых игроков на него никто не пускает.

Судить о том, нужен ли выбор провайдеров самим горожанам, мы не беремся, вместо этого предлагаем нашим читателям поучаствовать в небольшом опросе, чтобы увидеть, действительно ли в многоквартирных домах Тюмени такая низкая конкуренция.

Неудобно на сайте? Читайте самое интересное в Telegram и самое полезное в Vk.
Последние новости
Александр Моор: Принято 69 заявлений о выплатах семьям в связи с паводком
Александр Моор: Принято 69 заявлений о выплатах семьям в связи с паводком
Деньги предоставляются на первостепенные нужды.
#Александр Моор
#выплаты
#паводок
#помощь
#Тюмень
#новости Тюмени
В «Яндекс Картах» появились виртуальные туры по достопримечательностям Ямала
В «Яндекс Картах» появились виртуальные туры по достопримечательностям Ямала
Благодаря этому посетить известные туристические места региона и полюбоваться красивыми пейзажами можно, не выходя из дома.
#природа
#Ямал
#заповедник
#туризм
#достопримечательности
#новости Тюмени
Депутаты Тюменской гордумы поделились с молодежью "Формулой успеха"
Депутаты Тюменской гордумы поделились с молодежью "Формулой успеха"
Народные избранники ответили на вопросы о своей деятельности и досуге.
#дума
#Тюменская городская дума
#Юрий Коновалов
#Александр Григорьев
#Александр Захаров
#Андрей Голоус
#Екатерина Вешкурцева
#молодежь
#студенты
#Молодая гвардия
#Тюмень
#новости Тюмени
Во время паводка жители Ишимского района охотно помогают друг другу
Во время паводка жители Ишимского района охотно помогают друг другу
Местные жители говорят, что у них сохранился сельский менталитет.
#паводок
#Ишимский район
#помощь
#река Ишим
Роспотребнадзор: в Казанском районе вода из колонок и водопровода непригодна для питья
Роспотребнадзор: в Казанском районе вода из колонок и водопровода непригодна для питья
Для еды и питья можно употреблять только бутилированную и кипяченую воду.
#паводок
#Роспотребнадзор
#вода
#проверка
#исследование
#Казанский район
#Тюменская область