Banner

Лев Манович: С помощью Instagram можно изучить Тюмень как микрокосмос трендов

Автор: Елена Аверина

Конспект лекции основателя «Лаборатории изучения больших данных».

Grey

Лев Манович — профессор Graduate Center в Городском университете Нью-Йорка (CUNY). Его «Лаборатория изучения больших данных» собрала и проанализировала 2,3 миллиона фотографий из Instagram Нью-Йорка, Токио, Бангкока, Сан-Франциско и еще одиннадцати городов. Таким образом исследователи смогли увидеть биологические ритмы, по которым живут мегаполисы: кто чем занят в каждый отрезок времени, чем отличается жизнь жителя одного города от другого, во сколько просыпается и засыпает Манхэттен.

Ученый уверен, что анализируя данные, можно узнать многое о человеческой культуре. Он не ограничивается только изучением big-data, его проекты выглядят как искусство и наука одновременно. Как культурная аналитика. Он изучает Twitter и Instagram и эти исследования объединяют пользователей со всего мира.

Лев занимается такими проектами в различных странах мира. Сейчас же ведутся переговоры с руководством ТюмГУ, возможно, Манович откроет «Лабораторию посткультурной аналитики» и в тюменском университете. Корреспондент «Вслух.ру» записала лекцию профессора, которая состоялась в финансово-экономическом институте в минувшую пятницу.

О культурном взрыве

Я учился в художественной школе, в Москве — в МАрхИ, потом приехал в Нью-Йорк в 1981 году. Тогда была иллюзия, будто можно поехать в Нью-Йорк и вся культура, все галереи сразу откроются перед тобой. Это был прекрасный год, начиналась эпоха MTV и PC.

С 1984 по 1992 год я работал в цехе компании, которая создавала компьютерную мультипликацию для рекламы и фильмов. Тогда всех людей, которые занимались компьютерной графикой, можно было посадить в маленькую комнату, и этого пространства хватило бы.

В 1997 году открылась компания Bureau P2, бюро дигитальной культуры. Там люди выставляли произведения цифровой культуры, делали инсталляции и приглашали художников. Всех их по-прежнему можно было уместить в один зал.

В 1997 году открылся Центр компьютерного искусства в Германии. На открытии присутствовали все профессиональные компьютерные художники в мире.

Спустя какое-то время появляется мобильный телефон и мир меняется. В 2005 году происходит внезапный скачек, объектов культуры становится как песчинок на берегу Енисея или молекул в космосе. Этот количественный культурный взрыв связан с технологиями.

center

О фотографии

Любой человек сегодня может быть фотографом, потому что гениальные программисты все уже запрограммировали и вам остается выбрать композицию. Миллионы людей фотографируют и используют такие сети как What’s Upp, Instagram, VK. Для меня все эти люди — художники, потому что они фотографируют, ставят фильтры, думают о композиции, ищут фон.

Вы приезжаете в Бангкок, идете в кафе. Там людям приносят чай, смотрите — никто ничего не пьет и не ест, все два часа фотографируют эти пирожные, а потом уходят. В Москве ты заходишь в метро: кто-то книжку читает, кто-то «Комсомольскую правду». А в Бангкоке даже бабушки фотошопят свой Instagram, это правда!

Сейчас люди могут создавать блоги, просто зайдя на Gmail и нажав кнопку. Может это звучит как фантастика, но пройдет пять лет и вместо кнопки «создать блог» будет кнопка «создать свой университет». Сейчас любой человек может сделать свой канал в YouTube, блог в Instagram или канал в Telegram, мир меняется.

center

О лаборатории

Как понять культуру сегодня? У всех наук свои методы отображения мира, его исследования и моделирования. Я подумал, что есть единственный способ — собирать все эти данные из соцсетей, потому что их довольно просто комбинировать с помощью компьютера. Наверное нам придется использовать те же самые методы, которые применяются в естественных науках или бизнесе для изучения больших данных, т.е. нам придется использовать информатику. Тогда мы с командой создали лабораторию.

Сегодня люди по всему миру создают и распространяют миллиарды новых культурных артефактов, и нам нужны новые методы, чтобы увидеть всю культуру, потому что у нее новые масштабы и новая скорость.

С 2008 года наша лаборатория работает над этой проблемой. Сначала у нас был офис в Калифорнии, через несколько лет меня пригласили открыть офис в Нью-Йорке. Возможно, в этом году еще прибавится Тюмень.

В Лаборатории работает от трех до десяти человек (все зависит от того, сколько у нас грантов). Вместе мы собираем разные интересные методы в дизайне и визуализации информации. Нам интересен дизайн, потому что дизайн — это мышление. В начале 2000-х годов все бизнесмены стали учиться дизайну, потому что они поняли, что дизайнеры по-другому мыслят.

12 лет назад у нас в институте открылся новый кампус, там на стене были 32 экрана с фотографиями мозга, которые собрал компьютер из 400 000 картинок, и я подумал: «А что если туда поставить фото из Instagram?!». Лаборатории дали грант на 130 тысяч долларов, и первое, что мы сделали — софт, который позволяет загрузить 10 000 изображений и интерактивно их рассортировать по цвету, по композиции, по улыбке.

center

Получается, что один из наших методов — это просто сортирование культурных данных по разным параметрам. Мы выяснили, что это работает, и очень неплохо. Это был один из наших первых проектов, который мы подготовили за два дня.

Я хочу, чтобы вы поняли наш метод исследования. Мы делаем интерактивные инсталляции, которые выставляются в Сеуле и в Пекине, делаем приложения и программное обеспечение, публикуем статьи. Мы используем самые простые технологии, которые используют массы, чтобы понять, как массы их используют.

О людях-сенсорах

В последнее время появляются новые возможности записывать и сохранять новые формы визуальной культуры. Социальные медиа, новые фотографии со спутников, которые можно скачать в таком качестве, которое раньше было только у военных.

Телефоны записывают все ваши передвижения, вы можете купить компьютеры за 10 долларов, повесить на них сенсоры, ходить по городу и записывать температуру, влажность воздуха. И весь мир можно превратить в таких вот людей-сенсоров, причем это делается уже 10 лет.

Когда анализируют движение людей по городу — это тоже форма культуры. Конечно, все это можно использовать для практических целей. Компьютер позволяет измерить 1000 разных признаков или качеств: цвет, свет, наклон головы, улыбка. Потом вы можете делать визуализации, где вы сравниваете города, районы города, кафе города, да все, что угодно.

Если вы где-то открываете кафе, то можете проанализировать, куда люди ходят, куда они раньше ходили поблизости. Эти данные помогут вам понять, какой в этом кафе сделать брендинг или маркетинг.

Люди изучают интернет и поведение людей в интернете через компьютерные науки, используют искусственный интеллект для изучения культурных и социальных трендов, урбанистики. Если вы посмотрите на все эти проекты, гранты, научные статьи, то поймете, что их можно применять в огромном количестве областей. Например, вы можете изучить, что общего у жителей Тюмени с теми, кто живет в Красноярске, что люди снимают в Тюмени, какое у них восприятие архитектуры. Но вместо того, чтобы сравнивать, что общего у Тюмени с Красноярском, еще интереснее сравнивать их различия. Тюмень — очень интересный город, здесь все глобальные тренды видны как на ладони.

center

О проектах

История культуры — это не только контент, это не только идеология, это еще новые языки, которые создаются на основе новых технологий.

Журнал Time выложил в сеть все свои обложки. Мы собрали их, использовав софт, который я сам написал (с 2011 года мы его распространяем, это своего рода систематическое сравнивание, мы называем его image montage), привели все обложки к одинаковому размеру, начиная с 1920 года, упорядочили по дате печати и проанализировали. Оказалось, что в обложках журнала — 14 разных трендов и заметны плавные изменение по цвету.

В начале 20-х годов на обложках были конкретные люди, количество изображений женщин составляло 9%. Проходит время и мы можем видеть не только фотографии людей, но и обложки-концепты.

Прежде чем что-то измерять и считать, надо сделать визуализацию всех этих 4525 обложек. Только так можно увидеть, что имеет смысл измерять.

Выясняется, что в 60-е годы самый популярный цвет обложек – красный. Тогда Times печатал на обложке фотографии японских лидеров и Брежнева. Красный — цвет опасности, а значит, делаем вывод, что самые опасные люди — коммунисты.

На создание следующего проекта про селфи лаборатории дали еще один грант. Я собрал команду, мы сделали веб-сайт (за 4 года существования проекта у сайта 3 миллиона просмотров). Мы решили рассказать про феномен селфи разными способами: там есть тексты, которые написал мой студент, статья про интерфейс, про Instagram в контексте истории фотографии, визуализации, интерактивная аппликация.

center

Вся популярная пресса написала об этом проекте. Он называется Selfiecity. Мы сравнили селфи, сделанные в 5 городах, собрали все изображения, которыми люди делились в этих городах в течении недели и за 4 месяца создали выборку. Мы измерили процент улыбки, но не то, сколько людей улыбается, а как они улыбаются, по шкале от 0 до 100.

На днях выходит наш проект Visual Earth, на который мы получили грант от Twitter, они же предоставили нам данные. В проекте представлены абсолютно все изображения, которыми люди делились с того момента, как эта функция появилась в программе (2014 год). 270 миллионов фотографий.

center

Тот факт, что культуру и общество можно измерять, открывает нам новый язык, позволяющий видеть и сравнивать по каким-то очень маленьким различиям. «Instagram – это способ взрывать стереотипы», — так сказали на научной конференции в Санкт-Петербурге. Изучение культуры и общества через большие данные чаще всего может не дать диких открытий, но ваши стереотипы будут взорваны. С помощью Instagram можно изучить Тюмень так, как никто ничего не изучал — Тюмень как микрокосмос трендов.

Instagram, twitter, Big Data, исследование, лекция, фото

Просмотры: 241

Комментарии

Читать далее