В Тюменской области наиболее развиты деловой, историко-познавательный, санаторно-курортный и охотничье-рыболовный виды туризма.
Туристический бизнес перспективен в плане реализации предпринимательских инициатив и извлечения прибыли. Так считает директор департамента стратегического развития Тюменской области Светлана Барейша, которая выступила вчера на конференции «День предпринимателя. Малый бизнес в современных условиях» с докладом «Инновационный бизнес и туризм». Она рассказала, что в Тюменской области наиболее развиты деловой, историко-познавательный, санаторно-курортный и охотничье-рыболовный виды туризма. Больше всего из этих направлений популярен деловой туризм. Поездки связаны с развитием нефтегазового сектора, образования, а также с положением города как административного центра региона, отметила Светлана Барейша. «К сожалению, в Тюмени недостаточно конференц-залов и выставочных залов, что ведет к недоиспользованию данного потенциала, и мы проигрываем в конкурентной борьбе с Екатеринбургом и Новосибирском», — сказала Барейша. По ее словам, о развитии историко-культурного туризма заговорили в 2003 году, когда Тобольск посетил Владимир Путин. После этого была проведена масштабная работа по превращению Тобольска в туристический центр Западной Сибири. С 2005 по 2008 год в Тобольск было вложено около 10 млрд рублей, что привело к увеличению потока туристов. Но, по словам директора департамента, продолжительность пребывания туристов в Тобольске не превышает 1−2 дней. «Мы же хотим, чтобы туристы оставались там подольше. И здесь существует определенная ниша для малого бизнеса — разработка туристических маршрутов, оказание туристических услуг». Высокий спрос ожидается в санаторно-курортном секторе, однако количество санаториев в области недостаточно и не удовлетворяет даже внутрирегиональный спрос, отметила Светлана Барейша: «Спрос действительно есть, он связан с высокой платежеспособностью населения, финансовыми возможностями многих компаний, которые вкладывают в развитие своих сотрудников и их оздоровление». На территории региона распространены подземные минеральные воды. Здесь существует ниша для занятия этим видом деятельности. Потенциальные районы — Ишимский, Армизонский, Заводоуковский, Омутинский, Тюменский и Юргинский. Рыболовный туризм ориентирован в основном на внутрирегиональный рынок, частично на жителей автономных округов, УрФО, Москвы и зарубежья. Светлана Барейша рассказала, что за счет областного бюджета построены 7 охотничье-рыболовных баз в Викуловском, Абатском, Сладковском, Ишимском, Заводоуковском, Ярковском и Уватском районах. Полное сервисное обслуживание на этих базах осуществляет служба охраны животного мира, но потенциал, который есть в данной сфере, по мнению докладчика, не используется в полной мере. Спортивный туризм, особенно зимний, также имеет перспективы, требуется создание специальных сооружений: катков, лыжных трасс, трамплинов. Этому благоприятствуют природные условия с длительной снежной зимой. На сегодняшний день уже есть определенная инфраструктура, отметила Барейша: современный биатлонный комплекс в Увате категории «В», горнолыжный курорт «Алемасово», расположенный на территории Тобольска, база парашютного спорта в Ялуторовске. В Европе популярен такой вид туризма, как агротуризм — отдых на базе фермерского хозяйства. «Постепенно и россияне открывают для себя преимущества такого отдыха: парное молоко, свежая снедь, банька, рыбалка, конные прогулки