Будут ли исчерпаны запасы «черного золота»?

Многоэтажные залежи    Все чаще природные катаклизмы застают человечество врасплох. Специалисты «прозевали» разрушительный, принесший огромное количество жертв, тайфун, обрушившийся на Юго-Восточную Азию, ураган, уничтоживший американский город Новый Орлеан, катастрофические землетрясения и цунами во многих уголках Земного шара.    Запасы нефти и газа ...

**Многоэтажные залежи
**
Все чаще природные катаклизмы застают человечество врасплох. Специалисты «прозевали» разрушительный, принесший огромное количество жертв, тайфун, обрушившийся на Юго-Восточную Азию, ураган, уничтоживший американский город Новый Орлеан, катастрофические землетрясения и цунами во многих уголках Земного шара. Запасы нефти и газа в подземных закромах скоро будут исчерпаны, и наступит энергетический кризис, из которого человечество не сможет выйти. Оказывается обе эти, казалось бы, разные темы тесно связаны. Во всяком случае так считает известный Тюменский ученый Роберт Бембель. Он утверждает что нефть и газ не закончатся никогда. А, чтобы научиться предсказывать природные катаклизмы нужно по-иному посмотреть на те процессы которые происходят в недрах матушки Земли. Естественно, позиция ученого, основанная на новом научном мировоззрении, вызывает споры в научных кругах. Но, как известно, в спорах и рождается истина.

Роберт Михайлович Бембель — профессор кафедры «Разведочная геофизика» ТюмГНГУ, доктор геолого-минералогических наук, научный консультант ОАО «Хантымансийскгеофизика», автор книг по естествознанию, геологии, геофизике. В своей научной концепции о геосолитонах и функциональной системе Земли он излагает новый взгляд на происхождение и формирование залежей полезных ископаемых.

Спор о происхождении нефти относится к числу «великих геологических споров», который остается все еще не завершенным. Существуют две традиционные гипотезы. Одна утверждает, что нефть образована органическим путем из остатков растений и животных, живших миллионы лет назад. Вторая доказывает неорганическое происхождение нефти. Сторонники той и другой гипотез говорят о невозможности восстановления извлекаемых запасов углеводородов. Решение, которое предлагает профессор Роберт Бембель, не противопоставляет, а взаимно объединяет и дополняет все современные теории: для образования нефти необходимо и органическое вещество, и неорганическое. Основными элементами являются водород и неистощимая, движущаяся из ядра к поверхности энергия Земли. Вследствие этого, все месторождения полезных ископаемых, в том числе и нефтегазовые, могут восстанавливать свои природные запасы.

— Роберт Михайлович, на чем основан Ваш оптимизм?— За последние 30 лет в мировой нефтегазовой практике накоплен значительный опыт, не вписывающийся в традиционные теории происхождения и формирования углеводородов. Многие научные разработки говорят о способности восстановления извлекаемых запасов. Опираясь на теории Ярковского, Вернадского, Эйнштейна, Шипова, а также на результаты многолетних геофизических исследований была разработана геосолитонная концепция, представленная в моей новой книге. Она указывает на глубинные источники энергии Земли и Космоса, которые обеспечивают образование месторождений и восстановление природных ресурсов. «Гирлянды» месторождений
— Геосолитоны — это частицеподобные волны квантовой природы (излучения), непрерывно рождающиеся в ядре планеты, объединяющиеся в потоки и стремящиеся к выходу в космическое пространство, как лучи Солнца. Геосолитоны — это жизненная сила и энергия планеты. На всем пути из земных глубин эта энергия взаимодействует с другими физическими полями и участвует во всех геологических процессах. Кроме того, импульсные выходы мощных потоков энергии создают и природные катастрофы: извержения вулканов, ураганы, тайфуны. — Каким же образом формирование месторождений связано с геосолитонами?— Порождаясь в ядре Земли, геосолитоны начинают свое движение вихревыми спиралеобразными потоками, не имеющими четкого направления, но стремящимися выйти в атмосферу. Приближаясь к выходу из геосферы, они ориентируются строго вертикально к поверхности, образуя «столбы» движущихся потоков энергии. Формирование вертикальных геосолитонных «трубок» может начинаться с глубин в 30 км от поверхности и выше, что показывают результаты геофизических исследований. В пределах диаметра мощных «трубок» (100−200 м) в миллион раз увеличиваются скорости всех физических и химических процессов, по сравнению с остальным геологическим пространством. Возникающие физико-химические процессы органических и неорганических соединений в районе таких вертикальных потоков глубинной энергии способствуют ускорению образования различных полезных ископаемых. Начиная свое формирование в зоне вертикальной «трубки», масса рожденного вещества (в частности, нефти, газа и воды) под высоким давлением непрерывно двигающейся энергии геосолитонов «растекается» горизонтально по трещинам и порам. Тонкая система микротрещин в геологических породах обеспечивает прохождение по «трубкам» наиболее летучих газов из глубоких геосфер, в частности, протонного газа. Высокая температура и повышенное содержание водорода на пути геосолитонов создает благоприятные условия для образования углеводородов. Иногда образуются целые «гирлянды» нефтегазовых месторождений, нанизанных на «трубки», как шашлык. Кроме того, залежи на такой «трубке» могут отличаться по типу химического вещества. Глубоко внизу — алмазы, золото, платина, а над ними, в осадочных породах — месторождения нефти и газа. Еще в 80-х годах тюменский геолог Игорь Лошнев на основе исследования керна обнаружил, что в Нижневартовском районе под нефтегазовыми залежами есть алмазосодержащие породы. Такие малоразмерные и многоэтажные залежи широко распространены во многих нефтегазоносных провинциях мира, но происхождение их часто представляется разработчикам загадочным.

Нефть не закончится!— Всегда считалось нецелесообразным разрабатывать небольшие месторождения. Перспективно ли это в будущем?— В свете геосолитонной концепции скоро будет открыто много новых малоразмерных, но богатых по запасам месторождений. Традиционная установка на поиски «гигантов Самотлоров» породила сознательное округление запасов и контуров месторождений в большую сторону, создав миф о гигантских запасах нефти и газа только в гигантских по площади залежах. Есть большая вероятность того, что если вернуться к старым месторождениям и применить высокодетальные геофизические методы исследований, то можно открыть новые очаги богатых по запасам залежей, нанизанных на вертикальные «трубки», как «шашлык».
И старые, слишком редкие сетки геофизических измерений (через несколько километров) не могли обнаружить малоразмерные (100−200м в поперечнике), но богатые по запасам многопластовые месторождения.

— Могут ли месторождения, находящиеся много лет в разработке, восстановить свои былые запасы?— При существующих методах нефтегазодобычи трудно говорить о полном восстановлении запасов. Знание геосолитонного механизма формирования залежей позволит экономично использовать природные ресурсы, проводить рациональное бурение и совершенствовать методы разработки. Поэтому можно с уверенностью говорить о том, что в ближайшие 50 лет запасы нефти не только не закончатся, но еще и приумножатся как за счет открытия новых многопластовых глубинных залежей, так и за счет геосолитонного механизма естественного восстановления природных ресурсов.

**Только факты:
*Иван Нестеров — доктор геолого-минералогических наук, член-корреспондент РАН, генеральный директор научно-исследовательского института геологии и природных ресурсов (НИИГиПР), профессор, заведующий кафедрой «Геология нефти и газа» ТюмГНГУ тоже считает, что запасы нефти не кончатся еще сотни лет. Проведенные под его руководством исследования и эксперименты показали, что можно получать даже «искусственную» нефть, используя эффекты парамагнитного резонанса при подаче дополнительной энергетики в пласт. Разработанная инженерная технология дала конкретный результат: на Салымском месторождении в опытной скважине за несколько часов было получено 60 т «искусственной» нефти. Ведутся опытные работы и на нескольких скважинах «Сургутнефтегаза». По расчетам, уже в ближайшее время можно было бы, используя новые технологии, увеличить добычу нефти в Тюменской области в три раза.*

**Кстати:
**Открытие малоразмерных, но богатых по запасам месторождений, связанных с древними отложениями, ожидается не только на юге Тюменской области, но и в Новосибирской, Омской, и даже в Курганской областях.