Dipol FM | 105,6 fm
90.99
98.78

Верховный cуд загнал ОСАГО в тупик?

Страховые компании оплачивают ремонт с учетом износа, а тюменские суды не дают взыскивать недостающие средства с виновника ДТП.

_Закон об ОСАГО и раньше позволял страховым компаниям оплачивать не полный ремонт автомобиля, то есть с учетом его износа. Недостающие же средства потерпевшие сами взыскивали с виновника ДТП в суде. Однако, начиная с 2016 года, тюменские суды начали отказывать заявителям в этом. Как пояснил «Вслух.ру» автоюрист Алексей Уханов, судьи ссылаются на «Обзор судебной практики Верховного cуда Российской Федерации № 4 2015 года (утвержденный президиумом Верховного cуда РФ 23 декабря 2015 года). _

Почему заявителям отказывают в возмещении ущерба

«В разъяснениях четко сказано, что «стоимость восстановительного ремонта поврежденного транспортного средства определяется с учетом износа подлежащих замене деталей, узлов и агрегатов транспортного средства», — процитировал выдержку из обзора автоюрист. — Читаем дальше: «В случае, если стоимость ремонта превышает указанную выше сумму (400 тысяч рублей — лимит, установленный законом об ОСАГО), с причинителя вреда подлежит взысканию дополнительная сумма, рассчитываемая в соответствии с Единой методикой с учетом износа подлежащих замене деталей, узлов и агрегатов транспортного средства».

Что же изменилось в судебной практике после разъяснений Верховного Суда? Во-первых, суды стали отказывать в удовлетворении исков на возмещение с виновника ДТП разницы стоимости новых деталей и рассчитанных с учетом износа, если сумма по ОСАГО меньше 400 тыс. рублей. Во-вторых, если ущерб превысил 400 тыс. рублей, то в этом случае суд взыщет с виновника ущерб, но опять же с учетом износа деталей, а не всю недостающую сумму, потраченную потерпевшим на восстановление автомобиля. Логика Верховного Суда вполне понятна. Почему физическое лицо по суду должно выплачивать разницу в стоимости новых деталей и посчитанных с учетом износа, когда страховая компания возмещает ущерб только с учетом износа.

Страховщики отправляют потерпевших в Интернет

Получается, Верховный суд встал на сторону виновника ДТП, внеся ясность в применение закона об ОСАГО. Ведь потерпевшему придется в любом случае доплачивать за ремонт из своего кармана.

«С одной стороны, эту ситуацию можно понять и объяснить: да, автомобиль эксплуатируется и соответственно стареет, его цена уменьшается, детали кузова подвергаются коррозии, лакокрасочное покрытие выцветает, обшивка сидений протирается и т. д., поэтому ставить новые детали — значит улучшать состояние автомобиля, — отметил Алексей Уханов. — Но с другой стороны, у нас нет рынка автомобильных запчастей, бывших в употреблении, а на разборах что-либо подходящее для своего автомобиля найти очень трудно. Поэтому сейчас предлагают искать бывшие в употреблении запасные части кузова и детали автомобиля в Интернете на соответствующих сайтах. Одна из страховых компаний уже начала предлагать направление на ремонт автомобиля в СТО, где его будут чинить, устанавливая детали с «пробегом».

Закон об ОСАГО противоречит Гражданскому кодексу

Автоюрист также заметил, что никто не отменял статью 15 Гражданского кодекса, которая гласит, что «лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков» и статью 1064, где говорится, что «вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред». Налицо явное несоответствие — закон об ОСАГО противоречит Гражданскому кодексу.

Сколько же нам придется доплачивать за замену деталей, если машине от трех до пяти лет, и в нас въехал защищенный со всех сторон обладатель полиса ОСАГО? Как пояснил Алексей Уханов, по закону максимальный износ не может превышать 50 процентов, при этом, правда, пятилетняя машина теряет от 20 до 50 процентов стоимости восстановительного ремонта. К примеру, если реальная стоимость деталей автомобиля, подлежащих замене, будет составлять 50 тыс. рублей, вам выплатят лишь 25 тыс. рублей. Не учитывается лишь процент износа деталей, влияющих на безопасность автомобиля. Это рулевое управление, тормозная система, некоторое детали подвески автомобиля, подушки безопасности и так далее. Замена же крыльев, дверей, капота, бампера, остальных деталей кузова, салона автомобиля, багажного отделения и т. д. считается с учетом износа.

У виновника ДТП нет полиса ОСАГО — это даже лучше

Интересный момент: если у виновника не будет полиса ОСАГО, либо он окажется поддельным, в этом случае, по словам автоюриста, расчет и выплата ущерба производится не по единой методике, предусмотренной законом об ОСАГО, а исходя из средних цен, сложившихся в регионе, и, самое главное, без учета износа. То есть, с виновника ДТП можно будет взыскать полную стоимость ремонта автомобиля.

Акт осмотра вместо экспертного заключения

Практика показывает, что страховые компании, особенно, крупные, нередко занижают стоимость восстановительного ремонта автомобиля, даже если он был абсолютно новым. «Да, есть единая методика расчета ущерба по ОСАГО, однако не все страховые компании предоставляют потерпевшим экспертное заключение, а лишь акт осмотра автомобиля, в котором эксперт перечисляет поврежденные детали, — пояснил Алексей Уханов. — В экспертном же заключении указана стоимость каждой поврежденной детали. Если на руки выдали экспертное заключение, любой автомобилист в Интернете может легко проверить стоимость каждой детали по ее каталожному номеру, а также стоимость ремонтного норма-часа. У меня был случай в практике, когда в ДТП попала Mazda5, а экспертное заключение было сделано по автомобилю Mazda3. Разница в стоимости деталей, подлежащих замене, была до 30 тыс. рублей. Об этом мне рассказал эксперт, который проводил независимую оценку поврежденного автомобиля. Недоплаченная сумма была взыскана по решению суда».

Делаем выводы

Разъяснения Верховного Суда и региональная судебная практика не лучшим образом сказываются на репутации российской автогражданки, ведь закон об ОСАГО в первую очередь должен защищать интересы потерпевших водителей. Но и интересы виновника ДТП в том числе. Или он чем-то хуже страховой компании, которая считает ущерб с учетом износа. Все бы встало на свои места, если из закона об ОСАГО убрать пресловутую фразу — «с учетом износа деталей».

Неудобно на сайте? Читайте самое интересное в Telegram и самое полезное в Vk.
Последние новости
В День защиты детей тюменские любители бега примут участие в "Зеленом Марафоне"
В День защиты детей тюменские любители бега примут участие в "Зеленом Марафоне"
Он пройдет в 61 городе России.
#бег
#марафон
#призы
#медаль
#спорт
#новости Тюмени
#тек
На трассе под Ишимом "Тойота" залетела под большегруз
На трассе под Ишимом "Тойота" залетела под большегруз
Водителя легковой деблокировали из искореженного автомобиля.
#авария
#ДТП
#столкновение
#Ишим
#трасса
#новости Тюмени
#тек
Тюменцы смогут увидеть древнее сибирское море в новом проекте "Космоса"
Тюменцы смогут увидеть древнее сибирское море в новом проекте "Космоса"
Историю подземных вод и термальных источников региона авторы изобразят в виде арт-проектов.
#море
#арт-объект
#проект
#Космос
#Тюмень
#тек
Как уберечь посадки от заморозков: советы агронома
Как уберечь посадки от заморозков: советы агронома
Садовую землянику во время цветения на период ночных холодов нужно укрывать нетканым материалом.
#капуста
#огурцы
#картофель
#огород
#посадки
#агроном
#новости Тюмени
#тек
Что посадить в огороде в июне?
Что посадить в огороде в июне?
Отлично подходят свекла и репа.
#дача
#посадки
#огород
#культуры
#новости Тюмени
#тек