Долгосрочный кредитный рейтинг Ямало-Ненецкого автономного округа повышен с ССС+ до В-; прогноз «Позитивный» подтвержден, — об этом сообщило международное агентство Standard & Poor`s.
«Рейтинг отражает сравнительно сильную экономическую базу, низкий уровень долга и хорошее исполнение бюджета округа в сравнении с другими российскими регионами, — заявил кредитный аналитик Standard & Poor’s Брэм Картмелл. — Вместе с тем, прозрачность деятельности администрации округа повышается медленно, а экономика характеризуется высокой концентрацией на добыче газа и нефти».
На территории округа, как отмечает Брэм Картмелл, добывается примерно 90% российского природного газа и 10% нефти. Однако развитие «Газпрома» (рейтинг которого — B+/Стабильный/-), который добывает более 90% ямальского газа, сдерживается низким уровнем цен на газ, установленным федеральным правительством для продаж на внутреннем рынке.
«Экономика округа в значительной степени зависит от производственных решений „Газпрома“, на которые оказывает воздействие федеральное правительство, — добавляет г-н Картмелл, — В 2001 году „Газпром“ немного сократил добычу в округе, что привело к замедлению темпов роста ВРП до 2,5% по сравнению с 5% в среднем по Российской Федерации. Ограниченные возможности по усилению диверсификации экономики и высокая зависимость от „Газпрома“ остаются ключевыми факторами кредитоспособности Ямало-Ненецкого автономного округа».
По словам г-на Картмелла, в 2001 году финансовое положение округа было устойчивым; текущий профицит бюджета составил 26%, профицит бюджета после капитальных расходов — 4%. В первой половине 2002 года доходы бюджета увеличились, налоговые доходы, собранные за этот период, составили 2/3 от объема налоговых доходов 2001 года.
Реальное негативное воздействие, которое оказали на финансовое состояние округа значительные изменения федерального налогового законодательства, вступившие в силу в 2002 году, было более серьезным, чем предполагалось ранее. В целом округ, как и все российские регионы, подвержен риску, связанному с низкой предсказуемостью и гибкостью доходов из-за федерального контроля над видами налогов, их ставками и распределением между уровнями бюджетной системы.
По данным Standard & Poor’s, объем прямого долга округа находится на низком уровне и составляет 14% его текущих доходов. Округу осталось выплатить один платеж из реструктурированного банковского кредита в $ 100 миллионов, который составляет весь окружной внешний долг. Округ не планирует существенно увеличивать объем долга в 2002 году, все новые долговые обязательства будут номинированы в российских рублях. В отличие от руководства многих российских регионов, окружная администрация редко выдает гарантии.
Кроме того, рейтинг отражает необходимость в более быстром повышении открытости администрации округа, продолжающийся процесс разграничения сфер ответственности между округом и Тюменской областью, большие экономические и финансовые риски, а также неопределенность, связанную с реформой межбюджетных отношений в Российской Федерации.
По прогнозам Standard & Poor’s, рост в нефтяной и газовой отраслях будет способствовать укреплению экономического положения округа. Недавние переговоры между Российской Федерацией, «Газпромом» и Ямало-Ненецким автономным округом открывают новые возможности роста и дальнейшего развития газового сектора в регионе. Повышению кредитоспособности округа будет также способствовать повышение уровня информационной прозрачности.
Для справки: *Что означают кредитные рейтинги: CCC — в настоящее время находится в опасности. Исполнение обязательств целиком зависит от благоприятных деловых, финансовых и экономических условий.
B — высокая уязвимость при наличии неблагоприятных деловых, финансовых и экономических условий, однако в настоящее время имеется возможность исполнения финансовых обязательств.
Прогноз рейтинга показывает возможное направление движения рейтинга в ближайшие два-три года. Если прогноз «Позитивный», значит рейтинг может повыситься.*