Dipol FM | 105,6 fm

"Алябьевская осень" завершилась танго с классиками

«Алябьевская музыкальная осень» завершилась двумя грандиозными концертами 8 и 9 октября. Слушатели не просто аплодировали стоя – так у нас теперь приветствуют почти всех музыкантов, – но и кричали «Браво!», не желая сдерживать своих восторгов. В репертуаре московского квинтета «Пьяццолла-Studio», выступавшего 8 октября, – исключительно танго короля ...

«Алябьевская музыкальная осень» завершилась двумя грандиозными концертами 8 и 9 октября. Слушатели не просто аплодировали стоя — так у нас теперь приветствуют почти всех музыкантов, — но и кричали «Браво!», не желая сдерживать своих восторгов. В репертуаре московского квинтета «Пьяццолла-Studio», выступавшего 8 октября, — исключительно танго короля этого жанра Астора Пьяццоллы. В конце XIX века танго зародилось в эмигрантских кварталах Буэнос-Айреса, разбитная немудрящая музыка кабачков и борделей впитала постепенно мелодичность итальянского пения, африканские ритмы, декадентский стиль французского кафешантана, пронзительно-щемящие звуки немецкого аккордеона — бандонеона. В детские годы Астора Пьяццоллы, родившегося в 1921 году, танго уже было неотъемлемой частью жизни аргентинской столицы. А в 40−50-е годы оркестры ночи напролет играли танго в огромных танцевальных залах не только в Аргентине, но и в Европе, пока мир не завоевал рок-н-ролл.
Пьяццолла учился в Парижской консерватории у знаменитого профессора Нади Буланже. Она и уговорила его отказаться от сочинения симфоний в пользу танго — он написал их более трехсот, экспериментируя с формой. Впрочем, даже авангардные танго Пьяццоллы в 60−70-е годы не смогли возродить народную популярность жанра. Пьяццолла умер в 1992 году, а в последние годы интерес к его творчеству возродился во многих странах, в том числе и в России. Руководитель «Пьяццолла-Studio», баянист Фридрих Липс рассказал перед началом концерта о том, что по всему миру созданы коллективы, играющие музыку Астора Пьяццоллы, и они регулярно собираются на фестивалях. В московском квинтете играют народные артисты России, профессора Гнесинки и Московской консерватории, так что через сто лет танго из маргинальной музыки бедных кварталов превратилось в классику XX века, которую играют лучшие исполнители в филармонических залах. И если 5 октября на концерте прекрасного пианиста Николая Бирмана публике не хватило эмоций — музыку Шуберта и Листа в исполнении Бирмана называли «хрустально-чистой, но холодной», — то танго «пробрало» всех. На концерте квинтета звук слаженного и виртуозного ансамбля рассыпался на осколки, проходя через микрофоны и динамики, зачем-то окружившие музыкантов. Но карнавал и смерть, праздник и трагедия разыгрывают свои партитуры вне зависимости от качества звука, доходящего до публики. И легко вообразить, что шершавые смычки скользят и ударяют не по струнам скрипки Владислава Иголинского и виолончели Владимира Танха, а по жилам, по сердцу, по барабанным перепонкам слушателя. Квинтет выбрал для концерта самые разные танго — лиричные и печальные, как «Одиночество», страстные и яркие, как «Танго любви», опасные, как «Акула», и сложные, как «Фугата». Бандонеон, которому подражает баян Липса, неслучайно самый заметный инструмент танго: полифонические возможности этих инструментов — как визитная карточка жанра. Фортепиано (Святослав Липс), баян, скрипка, виолончель надрываются каждый в своем плаче, тревожно постукивают перкуссии (Николай Гофс), но волшебным образом эта кричащая разноголосица, происходящая из трущоб Буэнос-Айреса, сливается в гармоничную историю, которой диссонансы только придают пряности. Мне нравится думать, что танго похоже на XX век — неприкрытая любовная страсть и слезы без стеснения сменили изысканную размеренность, чопорная элита не может противостоять напору разномастной толпы. И толпа эта не уродлива — она криклива, неделикатна, несдержанна, но есть в ней простое благородство, естественная элегантность, которая дает музыке маргиналов пропуск «в классики». Признанная классика, музыка высокого стиля в зале филармонии царила 9 октября вместе с симфоническим оркестром Московской филармонии. Несмотря на то, что дирижер оркестра Юрий Симонов без восторга отозвался об акустике тюменского зала, публика симфоническую музыку приняла без нареканий. И Шуберт с Листом показали себя с иной стороны, чем на вечере фортепианной музыки 5 октября. Николая Бирмана, исполнившего два концерта Листа, приняли как старого знакомого, а оркестр был на этом фестивале вне конкуренции — симфонической музыкой меломанов радуют нечасто. И даже концерты для фортепиано с оркестром, которыми стращали тюменцев профессиональные музыканты, звучали прекрасно и легко. Юрий Симонов, в отличие от знакомых тюменцам дирижеров Владимира Спивакова и Антона Шароева, управляет оркестром сдержанно, лаконичными отточенными движениями. Артистизм, легкое праздничное пританцовывание Спивакова, драматическое напряжение Шароева, возможно, показались бы Симонову излишними. Во всем, от идеально выправленного концертного костюма и прически до кратких точных жестов, дирижер оправдывает свое высказывание: «Демократия и серьезное искусство — вещи несовместимые. Музыка — это прекрасные звуки, организованные во времени. И человек, производящий эти звуки, сам должен быть предельно дисциплинирован».Любопытно, он работал главным приглашенным дирижером филармонического оркестра Буэнос-Айреса — и город, породивший неудержимую энергию танго, поверил свой оркестр педантичному и довольно жесткому русскому маэстро. Не думаю, что Юрий Иванович похвалил бы слушателей, которые, не имея привычки к серьезной музыке, то и дело упускали рифму музыкальных фраз и виртуозных пируэтов, но такие в зале были, судя по ворочанью в некоторых креслах и милым тюменскому сердцу звукам мобильных телефонов. Самые добросовестные из невоспитанных зрителей просто наслаждались приятными звуками многих инструментов, изучая состав симфонического оркестра и любуясь профилем солиста. Все же недаром Ференц Лист решил порвать со старой традицией пианизма и развернул рояль так, дав посетителям концертов возможность получше разглядеть музыканта и его руки. Николай Бирман вновь играл на новом рояле «Зайлер», презентация которого состоялась незадолго до финального концерта «Алябьевской осени». Урсула Зайлер, представительница пятого поколения владельцев знаменитой рояльной фирмы, прибыла в Тюмень ради презентации инструмента, отданного нашей филармонии в большую рассрочку. Госпожа Зайлер поприветствовала тюменскую публику перед началом концерта, дипломатично заметив, как она гордится, что на роялях «Зайлер» будут играть представители знаменитой русской школы фортепианного исполнения.

Неудобно на сайте? Читайте самое интересное в Telegram и самое полезное в Vk.
Последние новости
В Тюмени за три миллиарда распродают остатки имущества Антипинского НПЗ
В Тюмени за три миллиарда распродают остатки имущества Антипинского НПЗ
Управляющий компании-банкрота выставил на торги двухкомнатную квартиру, технику и отходы.
#НПЗ
#завод
#распродажа
#имущество
#банкрот
#тек
Ночь музеев в Тюмени - 2024: квесты, мастер-классы, экскурсии
Ночь музеев в Тюмени - 2024: квесты, мастер-классы, экскурсии
В этом году мероприятие пройдет в субботу - 18 мая.
#новости Тюмени
#Тюмень
#карт
#Тюменская область
#афиша
#мероприятия
#культура
#культураТО
#ночь музеев
От небоскреба до домиков с участком: обзор новостроек Ленинского округа Тюмени
От небоскреба до домиков с участком: обзор новостроек Ленинского округа Тюмени
В округе возводят 30 новых жилых комплексов. Это четверть всех предложений рынка новостроек города.
#недвижимость
#новостройки
#Ленинский округ
#новости Тюмени
#тек
Александр Моор поздравил Валерия Фалькова с повторным назначением на пост министра науки и высшего образования
Александр Моор поздравил Валерия Фалькова с повторным назначением на пост министра науки и высшего образования
Главный проект региона в этой сфере - межвузовский кампус.
#губернатор
#Александр Моор
#Валерий Фальков
#министр
#назначение
#правительство
#Тюменская область
#тек
20 мая в Тюмень прибудет ретропоезд на паровозной тяге «Эшелон Победы»
20 мая в Тюмень прибудет ретропоезд на паровозной тяге «Эшелон Победы»
Подвижной состав эксплуатировался в годы Великой Отечественной войны.
#вокзал
#День Победы
#акция
#РЖД
#поезд
#музей
#выставка
#тек